- Какой сегодня православный праздник? Церковные праздники в декабре 2022. Какой церковный праздник 17 декабря 2022 года в России? Дорогие братья и сестры! Сегодня 17 декабря предоставляем вам сведения о церковных православных праздниках с картинками, открытками, житием святых. Православные христиане 17 декабря отмечают следующие православные церковные праздники:
- Церковный праздник 17 декабря. Суббота
- Жития святых, день памяти которых 17 декабря
- Прославление священномученика Александра Хотовицкого
- Святая великомученица Варвара
- Мученическая кончина смч. Варвары и мученицы Иулианы
- Церковный праздник 17 декабря. Преподобный Иоанн Дамаскин
- Значение творчества святого Иоанна Дамаскина
- Святитель Иоанн, епископ Полиботумский
- Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский
- Борьба с жидовствующей ересью
- Перевод Библии с латинского языка на славянский
- Пасхалии святого Геннадия
- Церковный праздник 17 декабря. Преподобномученик, иеромонах Серафим, епископ Фанарский
- Святитель Иоанн Дамаскин и церковная защита святых икон
- Сочинения святителя Иоанна Дамаскина
- Церковный праздник 17 декабря. Икона Божией Матери Дамасская
- История Дамасской иконы Божией Матери
- Почитание самых важных икон
- Торжественная коронация иконы Дамасская
- Реставрация иконы
- Перед духовным и художественным великолепием Дамасской Богоматери вспоминается первый кондак и икос из акафиста Богородице Милостивой:
- Вам понравятся статьи:
Какой сегодня православный праздник? Церковные праздники в декабре 2022. Какой церковный праздник 17 декабря 2022 года в России? Дорогие братья и сестры! Сегодня 17 декабря предоставляем вам сведения о церковных православных праздниках с картинками, открытками, житием святых. Православные христиане 17 декабря отмечают следующие православные церковные праздники:
- 12 лунные сутки 2024-11-13 15:15:00
- 13 лунные сутки До следующего дня
Церковный праздник 17 декабря. Суббота
🔴Рождественский пост 20 день
🔴Прославление священномученика Александра Хотовицкого
🔴Великомученица Варвара и мученица Иулиания в Илиополе в Сирии
🔴Мученик Иоанн Дамаскин
🔴Святитель Иоанн, епископ Полиботумский
🔴Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский
🔴Преподобномученик, иеромонах Серафим, епископ Фанарский
🔴Икона Божией Матери Дамасская
Жития святых, день памяти которых 17 декабря
Прославление священномученика Александра Хотовицкого
Память 4 декабря/17 декабря
Новомученик Российского православия Александр Хотовицкий появился на свет 11 февраля в 1872 году в городишке Кременце, в праведной семье протоиерея Александра, бывшего ректором Волынской духовной семинарии, а позже надолго запомнившегося умах и сердцах православных мирян города. Волынь как добрый пастух. Молодой Александр обрел идеальное христианское воспитание от праведных родителей, которые предоставили ему искреннюю любовь к Православной Церкви и всему народу Божию.
Святая великомученица Варвара
Святая Варвара была дочерью богатого язычника по имени Диоскур, жившего в Гелиополе в Сирии в царствование императора Максимиана (284–305). Она была чрезвычайно
красива, и ее отец всегда внимательно следил за ней. Однажды, собираясь отправиться в дальнее путешествие, он приказал, чтобы она была заперта во дворце до его возвращения, на вершине высокой башни, где ее не сможет увидеть ни один мужчина.
Он осыпал ее всевозможными богатствами и дал ей превосходное образование, но он не смог помешать ей проявить свой острый ум в соответствии с образом Божьим, запечатленным в каждом из нас.
Созерцая отражение присутствия Божия в природе, Варвара пришла к познанию Единого Бога в Троице и, утвердившись от суеты, почувствовала в сердце томление о едином Христе, небесном Женихе. Пока Диоскур отсутствовал, по его указанию у подножия башни строилась баня с двумя окнами. Видя, как идут работы, Варвара велела строителям вставить третье окно, чтобы комната освещалась тройным светом, символизирующим тройственный свет Отца, Сына и Святого Духа, просвещающий всякого человека, приходит в мир.
Когда Диоскор вернулся домой с планами богатого брака для нее, он получил отказ, так как она хотела посвятить свою девственность Христу. Его удивление по поводу этого отпора сменилось яростным гневом, когда он узнал, что по ее указанию было добавлено третье окно. Когда он потребовал всех объяснений, Варвара перекрестилась и, показав ему свои три сложенных пальца, ответила: «Отец, Сын и Святой Дух, все творение озарено этим единственным светом, и человечество спасено этим светом». этот знак. Вне себя от ярости Диоскур схватился за меч и хотел тут же отрубить ей голову, но, к счастью, девице удалось спастись и укрыться в горе, где она укрылась в расщелине скалы, которая чудесным образом открылась, чтобы принять ее. В конце концов ее отец узнал, где она.
Мученическая кончина смч. Варвары и мученицы Иулианы
Он передал ее губернскому правителю, перед которым она исповедала свою горячую веру во Христа и излила насмешки над идолами. Ее жестоко избивали неоднократными легкими ударами, разрывающими ее плоть;
ее бока были обожжены, а голова была разбита тяжелыми камнями, так что, когда ее наконец бросили в темную темницу, все ее тело представляло собой одну кровоточащую рану. В ту ночь явился ей Господь Иисус Христос в окружении сияющего
свет. Он полностью исцелил ее и пообещал помогать ей до конца ее состязания.
На следующий день Варвара предстала перед тираном во второй раз. Пораженный, увидев ее невредимой, он подверг ее новым мучениям. Затем он приказал раздеть ее и выставить на посмешище народа. Но Господь не хотел позволить так осквернить ее девственную чистоту. И огненный шар вдруг сошел с неба и облачил юную мученицу в светлую одежду. Видя терпение святой и чудеса, которыми Бог явил Свое благоволение, молодая женщина по имени Иулиания заявила, что она тоже христианка и встанет на сторону Варвары.
Она тотчас же была схвачена и подвергнута таким же мучениям, как и ее спутница. В конце концов, губернатор решил, что две молодые женщины должны быть обезглавлены. Диоскур, без капли жалости наблюдавший за мучениями своей дочери от начала до конца, просил правителя позволить ему отрубить ей голову своим
собственные руки. На вершине горы, где должна была состояться казнь, две девушки одновременно отдали свои души Господу. Юлиана была обезглавлена палачом, а Варвара — тем, кого называли ее отцом. Но месть свыше не замедлила прийти, ибо как только бессердечный Диоскур начал свой
обратный путь, он был поражен ударом молнии и обращен в пепел.
Церковный праздник 17 декабря. Преподобный Иоанн Дамаскин
Преподобный Иоанн Дамаскин, также называемый святым Иоанном Дамаскиным, лат. Johannes Damascenus, (род. ок. 675, Дамаск — умер 4 декабря 749, близ Иерусалима. Восточный и западный праздники 4 декабря/17 декабря), восточный монах и доктор теологии греческого и латинские церкви, чьи трактаты о почитании священных образов поставили его в авангарде иконоборческой полемики 8-го века и чей теологический синтез сделал его выдающимся посредником между греческой и средневековой латинской культурой .
Иоанн Дамаскин сменил своего отца на посту одного из налоговых чиновников мусульманского халифа. Еще будучи министром правительства, он написал три « Беседы о священных изображениях». Около 730 г., защищая свое почитание от византийского императора Льва III и иконоборцев . Иконоборцы добились осуждения Иоанна на Иберийском соборе в 754 году, которое было отменено на Втором Никейском соборе в 787 году.
Вскоре после 730 года Иоанн стал монахом в Мар-Сабе, недалеко от Иерусалима. Он провел там остаток своей жизни. Изучая, сочиняя и проповедуя, получил имя «Золотой оратор» (греч. Chrysorrhoas, буквально «Золотой поток»). Среди его примерно 150 письменных работ наиболее значительным является Pēgē gnōseōs («Источник знаний»). Синтез христианской философии и доктрины, оказавший влияние на ход средневековой латинской мысли. Ставший основным учебником греческого православного богословия. Пересмотренный около 743 года, учебник состоит из трех частей:
философской («Диалектика»), основанной в основном на « Исагогике» неоплатоника Порфирия конца 3-го века, введении в логику Аристотеля. исторические, расшифровывающие разделы из работы греческого церковника Епифания 4-го века « Панарион » о ересях. и богословский и наиболее широко известный раздел, «Изложение [Эктезиса] Православной Веры». По сути, это резюме каппадокийских отцов IV века, святителей Василия, Григория Назианзина и Григория Нисского. И выраженное аристотелевской лексикой, оно демонстрирует некоторую отличительную оригинальность в выборе Иоанном текстов и аннотаций.
Значение творчества святого Иоанна Дамаскина
Они отражают антиохийское аналитическое богословие. Благодаря переводу на восточные языки и латынь «Изложение» послужило и восточным, и западным мыслителям не только источником логических и богословских понятий. Но и своим систематическим стилем образцом для последующих богословских синтезов, составленных средневековыми схоластами. «Экспозиция» размышляет о природе и существовании Бога., предоставляя точки разногласий для более поздних богословов.
В другом месте «Экспозиция» анализирует природу свободного выбора и воли. Автор остро подходил к этому вопросу в свете христианского учения о личной ответственности за спасение . Он описывает человеческую волю как рациональный аппетит или склонность к добру, функционирующую в отношении целей или целей, а не средств, которые больше относятся к интеллекту. В Боге есть воля, но нет обдумывания.
Аналогом «Источника знаний » является антология нравственных наставлений Иоанна « Священные параллели », составленная из библейских текстов и писаний отцов церкви. Среди его литературных произведений есть несколько сложно структурированных канонов , или гимнов для греческой литургии, хотя его репутация в литургической поэзии во многом основывается на его пересмотре гимна Восточной церкви Octoēchos .
Святитель Иоанн, епископ Полиботумский
Память 4 декабря/17 декабря
Святитель Иоанн, епископ Полиботумский (во Фригии), был известен как обличитель ереси и нечестия императора Льва Исавра. Святитель Иоанн выступал против Льва за его иконоборчество и учил свою паству православному учению о почитании икон.
Господь даровал ему дар исцеления немощных и изгнания злых духов. Скончался святитель Иоанн в начале восьмого века.
Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский
Святой Геннадий был из московского боярского рода Гонзовых. Современники характеризовали его как «достойного, умного, добродетельного и сведущего в Священном Писании». Он стал монахом в Валаамском монастыре. Его духовным отцом был преподобный Савватий Соловецкий. В 1472 году его рукоположили в архимандрита Чудова монастыря (Чудо архистратига Михаила на Хонах) в Москве. В 1483 году Геннадий приступил к строительству каменной церкви в Чудовом монастыре в память святителя Алексия, основателя монастыря и митрополита Московского.
12 декабря 1484 года святитель Геннадий был хиротонисан в архиепископа Новгородского, сменив на этом посту преп. Сергия, прослужившего менее года, позже отозвали и заключили в Чудов монастырь, вероятно, из-за душевной болезни. Служа в Новгороде , Геннадий по-прежнему чтил память святителя Алексия, не переставал заниматься строительством храма в Чудовом монастыре и даже вносил средства на достройку храма .
Святой Геннадий был первым епископом Новгорода, не избранным по жребию с 1359 года. Святитель Геннадий прибыл в город Новгород в январе 1485 года с задачей, как и при Сергии, привести вновь завоеванную церковь в большее соответствие с московской церковной практикой. Новгород взяли под непосредственное управление Москвой только в 1478 году. А последний местноизбранный архиепископ Феофил был смещен только в 1480 году с этой оппозицией, включив в его память нескольких местных святых.
Время преподобного Геннадия в качестве архиепископа в Новгороде совпало с ужасным временем в истории Русской Церкви. Тогда в 1470 г. жидовствующие проповедники, которые приехали в Новгород под маской купцов, стали проповедовать среди православных ядовитые сорняки ереси и отступничества. Искоренение жидовствующей ереси в Новгороде, а также в Москве, куда она распространилась при переводе в столицу нескольких новгородских клириков, было главной задачей Геннадия во время его архиепископства.
Первые сообщения о ереси дошли до святого Геннадия в 1487 году. Это произошло когда несколько членов тайного общества в состоянии опьянения открыли православным о существовании ереси.
Борьба с жидовствующей ересью
Как только это стало известно ему, Геннадий незамедлительно приступил к расследованию и с глубокой скорбью узнал, что опасность является угрозой не только местному новгородскому благочинию. Но и даже Москве, куда в 1480 г. путешествовали вожди жидовствующих.
В сентябре 1487 г. святой Геннадий выслал митрополиту Геронтию в Москву много материалов своего расследования, приложив списки обнаруженных им отступников и их писаниями. Борьба с жидовствующими стала основным направлением деятельности Геннадия. По словам преподобного Иосифа Волоколамского , «сей архиепископ, разозлившись на злонравных еретиков, напал на них, словно лев, из чащи Священного Писания с прекрасными высотами пророческого и апостольского учения».
Святитель Геннадий и святитель Иосиф двенадцать лет боролись с мощными попытками еретиков Православия изменить расклад истории Русской Церкви и всего Российского государства. Благодаря их усилиям православные одержали победу. Говорят, что в ходе своих усилий они заимствовали методы у инквизиции Испании, восхищаясь тому, как король Испании справился с инакомыслием в своем королевстве. Там несколько еретиков были сожжены с поддержкой великого князя и митрополита.
Усилия Геннадия в создании полного свода Библии на славянском языке во многом способствовал победе над жидовствующими. Еретики в своей хитрости использовали тексты из Ветхого Завета. Но отличавшиеся от текстов, принятых Православной Церковью. Геннадий взял на себя огромную работу по объединению правильных списков Священного Писания в единый кодекс. До этого времени в России переписывалась библейская литература, по примеру Византии. Не вся, а отдельные части — Пятикнижие (первые пять книг) или Октикнижие (первые восемь книг), Царств, Притчи, Псалтирь. Пророки, Евангелия, Послания и другие поучительные книги изготавливались индивидуально.
В частности, книги Ветхого Завета неоднократно подвергались не только случайным, но и преднамеренным ошибкам. Святой Геннадий писал об этом в письме к святому Иоасафу: «Иудаизирующая еретическая традиция придерживается псалмов Давида или пророчеств, которые они изменили». Собрав вокруг себя ученых и трудолюбивых библеистов, преп. Геннадий собрал все книги Священного Писания в единый кодекс.
Перевод Библии с латинского языка на славянский
Он также дал свое благословение на то, чтобы Священные книги, которых не было в рукописях традиционной славянской Библии, были переведены с латинского языка. В 1499 году в России была издана первая полная сводка Священного Писания на славянском языке («Геннадьевская Библия», как она называлась по имени составителя). Это произведение стало неотъемлемым звеном в череде славянских переводов Слова Божия. Из боговдохновенного перевода Священного Писания св. Кирилл и Мефодий , через Библию св. Геннадия, воспроизведенную в первой печатной Острожской Библии 1581 года.
Помимо новой славянской Библии, группа церковных ученых под руководством преподобного Геннадия также взяла на себя большую литературную работу по составлению «Четвертой Новгородской летописи». Многочисленные рукописные книги были переведены, исправлены и переписаны, доведя летопись до 1496 года. Четвертая Новгородская летопись отмечает, что святой Геннадий также помог оплатить одну треть реконструкции детинца или кремлевских стен между 1484 и 1490 годами.
В конце XV века многие русские были обеспокоены грядущим концом света. Как они полагали, это произойдет в конце седьмого тысячелетия от сотворения мира, то есть в 1492 году. Было решено не исчислять пасхальные даты дальше 1491 года. Однако в сентябре 1491 года Собор архиепископов Русской Церкви в Москве с участием Геннадия постановил исчислять пасхалии на восьмое тысячелетие.
Пасхалии святого Геннадия
В результате пасхалии были рассчитаны на следующие двадцать лет Митр. Зосима Московский и еп. Филофея Пермского и семидесяти лет от авп. Геннадия, которые были рассмотрены и утверждены собором 21 декабря 1492 года. Пасхалия была утверждена на следующие двадцать лет и разослана по епархиям с комментарием преподобного Геннадия в виде энциклики под названием «Источник Пасхалии, перенесенной на восьмитысячный год». В 1539 г. при участии Макария Новгородского, на восьмое тысячелетие была составлена Пасхалия, основанная на принципах Пасхалии св. Геннадия.
Святитель Геннадий участвовал в Московском соборе 1503 года. Но в 1504 г. был обвинен в симонии и удалился в Чудов монастырь в Москве. 4 декабря 1505 г. преставился в Чудовом монастыре и был погребен близ Митрополита Алексия Московского в главном храме монастыря, храме Чуда архистратига Михаила в Хонах. Его мощи были утеряны при разрушении монастыря большевиками в 1929 году, как и мощи еще более сотни погребенных там.
Церковный праздник 17 декабря. Преподобномученик, иеромонах Серафим, епископ Фанарский
Память 4 декабря/17 декабря
Преподобномученик иеромонах Серафим, епископ Фанарский, был родом из села Безула Аграфской епархии в Греции. Он подвизался сначала в монастыре Пресвятой Богородицы в Корониде, а затем был избран епископом Фанарским и Неохорионским.
За отказ принять ислам он был избит и казнен турками в 1601 году. Его мощи (голова) покоится в монастыре в Коронисе. Мощи прославились многочисленными чудесами и исцелениями больных.
Святитель Иоанн Дамаскин и церковная защита святых икон
В начале восьмого века восточных провинциях Римской империи возникли разногласия по поводу использования икон как в общественном, так и в частном богослужении. Это был серьезный разрыв с церковными учениями и литургией. Поскольку священное искусство использовалось с тех пор, как в этот район прибыли первые христианские миссионеры. Тем не менее, школа теологов теперь утверждала, что Ветхий Завет давал четкий запрет на изображения, изображающие Бога (Исход 20:4/ Второзаконие 5:8. А те, кто использовал иконы, совершали идолопоклонство.
Эта школа стала известна как «иконоборцы», которые быстро завоевали признание у гражданских чиновников.
В 717 году нашей эры восточно-римский император Лев III издал указ об изъятии икон и священного искусства из церквей и запретил их почитание. Вскоре соборы, церкви, монастыри и дома были разграблены и лишены икон. Эта ересь привела к большим религиозным, социальным и политическим потрясениям в восточных районах Церкви.
Когда папа Григорий II призвал положить конец ереси, император Лев III ответил: «Я пошлю армию, чтобы сломить ваших идолов и взять вас в плен». Из всех голосов, поднятых в защиту икон и использования Церковью сакрального искусства для почитания святых, ни один голос не был столь сильным, как голос святителя Иоанна Дамаскина. Этот сирийский монах и священник использовал свой опыт богослова и композитора литургической музыки, чтобы написать три отдельных богословских труда в защиту икон.
Его первая апология в 729 году нашей эры, «Апологетические договоры против тех, кто оскверняет святые образы», нападала на иконоборцев, основываясь на истине католической доктрины, содержащейся в Священном Писании, литургии и Отцах Церкви. Он учил, что священное искусство — это больше, чем просто живопись или скульптура. Иконы и искусство были окном в божественное, призывом к молитве и размышлению и ясным выражением учений нашей веры.
Сочинения святителя Иоанна Дамаскина
Его богословские работы были восприняты верующими и привели к обращению многих иконоборцев. Вдохновленный писаниями этого монаха, папа созвал совет епископов, чтобы дать окончательное учение о священном искусстве. К сожалению, Иоанн Дамаскин умер незадолго до начала Второго Никейского собора (787 г. н.э.), но догматические учения собора были почти дословно взяты из его писаний.
Сочинения св. Иоанна Дамаскина и сегодня дают представление о роли священного искусства в жизни Церкви: «В прежние времена Бог, который не имеет ни формы, ни тела, никогда не мог быть изображен. Но теперь, когда Бог виден во плоти, разговаривающим с людьми, я делаю образ Бога, которого вижу. Я не поклоняюсь материи. Я поклоняюсь Творцу материи, который стал материей ради меня». «Тем более, что невидимый Бог воплотился, мы можем делать образы Христа, Который был видимым, и изображать Его во всех Его деяниях, Его рождении, крещении, преображении, Его страданиях и воскресении». «Что касается икон, то малое не мало, когда ведет к чему-то великому; действительно, не имеет значения отказ от древней традиции Церкви, которой придерживались наши предки. Чье поведение мы должны соблюдать и чьей вере мы должны подражать». «Если язычник попросит тебя показать ему свою веру, отведи его в церковь и поставь перед иконами».
Церковный праздник 17 декабря. Икона Божией Матери Дамасская
Память 4 декабря/17 декабря
В четверг, 30 июня 2022 года, в греко-католической церкви города Валлетта на Мальте состоялось официальное открытие отреставрированной чудотворной иконы Дамасской Богоматери, возраст которой насчитывает почти тысячу лет. Такой грандиозный проект по консервации и реставрации, длившийся три года, был успешно реализован фирмой Atelier del Restauro.
Задача, о которой идет речь, была одновременно очень сложной и деликатной. При том, что икона является милленаристской. И крайне нуждается в консолидации после долгих лет незащищенного воздействия различных элементов. К счастью, законсервированная и отреставрированная икона в настоящее время находится в красивой скульптурной нише из дуба и защищена специальным (акриловым) стеклом. Кроме того, его регулярно проверяют на влажность, а также другие факторы, которые могут его испортить. Икона Богоматери Дамасской теперь может быть оценена и почитаема во всей ее духовной и художественной красоте.
На церемонии открытия присутствовали доктор Джордж Велла, президент Мальты, и миссис Велла. А также архиепископ Чарльз Шиклуна, министр национального наследия Оуэн Бонничи, председатель и должностные лица APS Bank. Соучредители проекта, различные послы, члены греко-католической общины и другие почетные гости.
Программа вечера, которую вел Папас Мартин Заммит, фактический приходской священник греко-католической общины, включала краткую беседу об истории иконы монсеньора Джорджа Мифсуда, почетного приходского священника. А также презентацию о сохранении и реставрация иконы Марией Грацией Зенцани из Atelier del Restauro. И краткие выступления архиепископа Шиклуна, за которым последовал президент Республики Мальта Джордж Велла. Наконец, в программу также вошли три гимна Марии, которые по этому случаю исполнил хор греко-католической церкви.
Когда вы посещаете Мальту, не забудьте пройти в сердце Валлетты, напротив Дворца Великих Магистров Мальтийского Ордена. Здесь стоит небольшая церковь Богоматери Дамасской, византийского стиля, с богатой историей и произведения сакрального искусства, особенно иконы. Среди найденных религиозных сокровищ находятся две древние богородичные иконы: икона «Богоматерь Дамаскинская» начала XII века (Дамаскина) и икона «Богоматерь Милосердия» начала XIV века (Елеймонитрия).
История Дамасской иконы Божией Матери
Церковный праздник 17 декабря. Икона Богоматери Дамасской — более древняя икона, которая изначально почиталась в Дамаске (Сирия), откуда и получила свое название. Говорят, что она чудом попала на Родос в 1475 году. С самого начала она была тесно связана с другой чудотворной иконой Елеймонитрия. Когда турки осадили Родос в 1522 г., обе иконы вместе для безопасности были перенесены в церковь св. Димитрия в городских стенах. Успокоительница всегда находилась на Родосе в своей собственной церкви.
Две иконы и церкви, в которых они находились, находились в собственности по наследственному патронату из семьи Каламиас, грека по происхождению, с прекрасным послужным списком в местной церкви. Первым известным членом семьи был священник Папас Дикеос, у которого был сын, также священник, Папас Николай, генеральный викарий митрополичьей епархии Родоса.
Когда Николай женился, его жена Иоанна принесла ему в приданое две драгоценные иконы и соответствующие церкви. Папас Николай умер перед осадой. И именно его вдова Иоанна отвечала за перевозку икон с Родоса на Мальту. Это стало возможным благодаря добрым услугам родственника Джоаннеттино Камю, который был хирургом-парикмахером на большом корабле Ордена «Гран Карракка Сант-Анна». Иконы были взяты на борт и помещены в каюту. Там им можно было поклониться, и так достигли Мальты.
Греки на Мальте находились под особой защитой Ордена Святого Иоанна. По сводке Папы Климента VII от 1 октября 1530 г. они были освобождены от юрисдикции местного епископа и переданы под юрисдикцию Великого Приора Ордена. Примечательно, что они находились в полном церковном общении со своими латинскими братьями. Потому что под властью Ордена на Родосе сохранялась церковная уния. А латинский архиепископ и греческий митрополит мирно действовали бок о бок. Так, грекам на Мальте были представлены сразу три церкви в Борго:
- Святой Екатерины, расположенной во дворе церкви Святого Лаврентия, и переименованной в «Богоматерь Дамаска», из-за наличия драгоценной иконы;
- Св. Агаты, переименованной в Св. Антония, в которой размещалась Елеймонитрия;
- Святой Николай, переименованный в Святой Георгий.
Почитание самых важных икон
Рыцари с большим почитанием относились к двум иконам Божией Матери, как и местное мальтийское население. Как упоминалось в нашей предыдущей статье, в Часовне Рождества Пресвятой Богородицы в Форт-Сан-Анджело великий магистр Жан Паризо де ла Валетт, был горячим поклонником и регулярно молился перед Дамасской иконой. Особенно во время Великой Осаде 1565 года. Когда осада была снята, благодарный Великий магистр направился на благодарственную службу в церковь св. Лаврентия. Там остановился помолиться перед иконой Богоматери в греческой церкви. И преподнес там свою шляпу и меч как подношение по обету и жест благодарности. Они до сих пор висят там, хотя греческий приход в Витториозе прекратил свое существование в 1832 году.
После Великой осады Мальты в 1565 году Орден Святого Иоанна решил построить новый город на мысе, разделяющем Великую гавань от гавани Марсамксет. Назвали его Валеттой в честь победившего Великого Магистра. В 1569 году греческой общине был предоставлен участок в новом городе для их собственной приходской церкви. Недалеко от больницы Ордена. Эта церковь была посвящена Святому Николаю Мирликийскому. И до сих пор используется как греко-католическая церковь.
Незадолго до Великой осады Иоанн Каламиес планировал построить одну или две церкви в качестве усыпальниц для своих двух драгоценных икон. Первоначально у него были некоторые трудности с подтверждением своего права собственности. Но он легко смог доказать свою правоту перед специальной комиссией старших рыцарей. На самом деле, в Валлетте на нынешнем месте была построена только одна церковь. Ее посвятили Богоматери Дамасской, а также в ней находилась Елеймонитрия . Он не дожил до завершения строительства своей церкви, но его душеприказчики продолжали строительство, пока оно не было завершено в 1580 году.
Через несколько лет эта церковь стала приходской церковью греческой общины на Мальтийских островах. В 1587 году Дамасская икона была с большой пышностью и торжественностью перенесена из Витториозы в ее новую церковь в Валлетте.
Торжественная коронация иконы Дамасская
Церковный праздник 17 декабря. В 1639 году приходской священник Папас Иоаннис Метакси уступил, без ущерба для своих приходских прав, пользование церковью Содружеству Святых Душ, которое впоследствии реструктурировало и расширило ее. 25 октября 1931 года икону Дамасской Богоматери торжественно короновали Ватиканским Капитулом по случаю празднования 15-летия Эфесского Собора (431 г. н.э.). Тогда Пресвятую Богородицу стала общепризнанной и провозгласили как Богородица. Дата также совпала с четвертым столетием прибытия иконы на Мальту.
Во время Второй мировой войны церковь Дамасской Богоматери полностью разрушили в результате одного из воздушных налетов на Гранд-Харбор 24 марта 1942 года. А около 30 икон и других богослужебных предметов потерялись навсегда. Однако к 1951 году восстановительные работы завершили. К счастью, титулярную икону перенесли в безопасное место и не пострадала от военных действий. А икона Елеймонитрия, оставшаяся в храме, распалась на части. Фрагменты были благочестиво собраны и сохранены. В 1980-х годах части тщательно собрали. Икону отреставрировали наши умелые реставраторы в Национальном музее изобразительных искусств. Сейчас он выставлен для почитания верующими в специально вырезанной нише из дуба.
Реставрация иконы
Из-за своего преклонного возраста и пестрой истории икона Дамасской Богоматери находилась в очень плохой сохранности. Уже в 1930 году он подвергся срочной реставрации двумя братьями, Винченцо и Кармело Бонелло. Более тщательную реставрацию провели в 1963-1966 годах в Центральном институте художественной реставрации в Риме (Istituto Centrale del Restauro). Удалили слои более поздней и очень некачественной росписи, что сделало возможным повторное открытие оригинала. явление дивной иконы.
В послевоенные годы церковь Дамасской Богоматери была перестроена в византийском стиле по проекту местного архитектора Орацио Дьяконо. Новый храм был освящен 15 августа 1951 года епископом Георгием Калеваси, апостольским экзархом и пастором греко-католической общины Греции. В церкви можно полюбоваться прекрасной коллекцией икон, среди которых поразительная икона 16-го века «Снятие со креста» ( Эпитафия ), приписываемая Эмануэлю Ламбардосу. Целый ряд икон русского иконописца Григория Мальцева. Икона Рождества Богородицы работы украинского монаха-иконописца отца Ювеналия. «Распятый Христос» известного мальтийского художника Антона Инглотта.
Перед духовным и художественным великолепием Дамасской Богоматери вспоминается первый кондак и икос из акафиста Богородице Милостивой:
Кондак 1
Богородице Милосердной, любящей верных и не презирающей скорбящих, усердно воспеваем и смиренно молимся. Яви сострадание твое к нуждающимся, надежду страждущих исполни, благослови кающихся, ибо мы к тебе спешим и взываем:
Радуйся, Богородице Милосердная, яко спасению радуешься.
Икос 1
Возносим сердца наши к святой иконе Твоей, Богородице, и видим Твою Небесную красоту, и уповаем на Твое питающее расположение. Мы, согрешившие, мы, одолеваемые бедствиями, и мы, страдающие от болезней, сим уповаем на Твою безграничную милость:
Радуйся, наша постоянная помощь в ежедневном труде и молитве.
Радуйся, яко хранишь любящих тебя.
Радуйся, непрестанная помощь наша во все преходящие годы.
Радуйся, яко любящих Сына Твоего никогда не презираешь.
Радуйся, Направительница наша на пути правды.
Радуйся, яко все добродетели и заповеди воплощающая.
Радуйся, Заступница наша на пути ученичества.
Радуйся, человеколюбие Христово возлюбившая.
Радуйся, наичистейший образ чистого сердца наш.
Радуйся, яко свет святой проницательности сияешь.
Радуйся, славный образ смиренной души наш.
Радуйся, яко повинуешься и превозносишь Бога, Спаса твоего.
Радуйся, Богородице Милосердная, яко спасению радуешься.
Вам понравятся статьи:
Икона Божией Матери Всецарица
Страстная Икона Божией Матери
Икона Божией Матери Знамение
Толгская икона Божией Матери
Церковные праздники 18 августа