13 мая какой праздник в России? 13 мая — День памяти святителя Игнатия Брянчанинова

День памяти святителя Игнатия Брянчанинова Праздники

Какой праздник в России 13 мая? Православный мир 13 мая отмечает День памяти святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Ставропольского. Прочитав всю статью, вы узнаете как сложилась жизнь святителя, начиная от рождения до упокоения.

Сегодня 23 Апреля 2024 вторник. Сегодня будет фаза луны Полная луна и считается что сегодня 15, 16 лунный день. Восход луны будет в 19:33, а заход луны в 04:49. Луна сегодня будет в знаке зодиака Весы. По проверенным данным сегодня намечаются магнитные бури  в диапазоне от 2 до 3 баллов
Сегодня для огородников и садоводов благоприятный день ±+++
Сегодня день не благоприятный для совершении рабочих сделок, благоприятный для церемонии свадьбы, не благоприятный для финансовых операций, благоприятный для проведения маникюра, для причесок 
Лунный календарь на сегодня
23 Апреля 2024
Вторник
Полная луна
15 лунный день
Восход луны 19:33
Закат луны 04:49
Видимость луны 96% на 12:00
  • 15 лунные сутки 2024-04-23 19:33:00
  • 16 лунные сутки До следующего дня
Полная луна
В знаке: Весы
2 - 3
 

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Ставропольский

День памяти святителя Игнатия Брянчанинова 30 апреля/13 мая по новому стилю

Будущий святитель Игнатий был избран на служение Богу еще до своего рождения 6 февраля 1807 года. Его отец Александр Сергеевич Брянчанинов был богатым провинциальным помещиком из большого села Покровское Вологодской губернии.

Рождение святого было результатом усердных молитв его набожной матери, у которой до сих пор не было детей. Его мать Софья (1786–1832) долгое время была бесплодна и посещала святые места в округе, прося Бога дать ей ребенка.

Наконец ее молитвы были услышаны, и она родила сына. В Святом Крещении получил имя Димитрий, в честь святого Димитрия Прилукского (память 11 февраля). Юный Деметриос провел свое детство в Покровском, в естественной среде сельской жизни.

Повзрослев, он стал тихим и задумчивым. Он любил ходить в церковь и часто посещал службы. В свободное время мальчик читал духовные книги и молился. После Святых Евангелий его любимой книгой была «Духовная школа », очень старый сборник житий и изречений святых в пяти томах.

Хотя его тянуло к монашеской жизни, родители этого не одобряли. Кроме того, для дворянина было довольно необычно идти по такому пути. Александр Брянчанинов был из старинного и уважаемого рода, светского человека, связанного с дворцом. Он планировал для сына военную карьеру.

Когда Деметриосу исполнилось пятнадцать лет, отец записал его в Императорскую школу военных инженеров в Санкт-Петербурге. Он так хорошо сдал вступительный экзамен, что даже обратил на себя внимание директора училища, великого князя Николая Павловича, будущего царя Николая I.

Князь пригласил юношу во дворец и представил его жене, которая предложила назначить ему стипендию. В школе он завоевал расположение профессоров и администраторов благодаря своим отличным оценкам и примерному поведению.

Димитрия даже приняли в доме Алексея Николаевича Оленина, тогдашнего президента Академии художеств, археологии и истории, где он познакомился со всеми видными литераторами того времени: К. Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем, И. А. Крылов, а также А.С. Пушкин.

Мирские удовольствия и божественная благодать

День памяти святителя Игнатия Брянчанинова. Эти посиделки способствовали развитию литературных талантов юноши. Однако шум столицы и ее мирские удовольствия не могли погасить огонь в его душе, зажженный божественной благодатью. Смущался дух его от многих помыслов: ум наполнялся сомнениями, а сердце кипело страстями.

В этом состоянии Деметрий укрылся в молитве. Он постоянно молился день и ночь. В то же время он уже не довольствовался причастием только раз в год, как это было принято в школе. Желая приобщиться к этой духовной пище (Ин. 6:48-58),

Димитрий пошел исповедоваться к школьному священнику, который был удивлен такой просьбой. Он не только не разрешал Димитрию чаще причащаться, но и сообщал о том, что слышал на исповеди, школьному начальству, что было непростительно.

Несмотря на свою отличную репутацию, Деметриос все больше и больше впадал в депрессию при мысли о карьере военного офицера, и он все еще хотел стать монахом. Он и его друг Николай Чихачев († 16 января 1873 г.) решили посетить Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге для исповеди.

Отец Афанасий, отец исповедник, был более сочувствующим, чем школьный священник, и не отговаривал их, когда они выражали желание стать монахами. Но было еще много препятствий и тяжелых испытаний, которые пришлось преодолеть юным подвижникам, прежде чем они смогли достичь своей цели – укрыться за стенами святой обители.

Конечно, наибольшее противодействие их планам исходило от их собственных родственников. Когда старший г-н Брянчанинов узнал о жизни и деятельности сына, он тотчас же написал директору училища графу Сиверсу, прося его очень внимательно следить за сыном.

Он также писал митрополиту Петербургскому Серафиму, что отец исповедник Лавры, отец Афанасий, призывает его сына стать монахом. Митрополит, опасаясь неприятностей со стороны сильных мира сего, сделал отцу Афанасию строгий выговор и запретил ему принимать двух юношей на исповедь.

Это было очень трудно для Деметриоса, поэтому он решил обсудить этот вопрос с митрополитом лично.

Встреча с митрополитом Серафимом

13 мая День памяти святителя Игнатия Брянчанинова. Увидев юношу и выслушав его искренние объяснения, митрополит благословил его еще раз посетить Лавру и своего отца-исповедника.

Тем временем решение молодого человека покинуть мир пришло к определенному решению, и он решил последовать зову своего внутреннего голоса. Главной причиной, по которой Димитрий сразу решил исполнить свое желание, было знакомство со старцем Леонидом Оптинским.

Старец отличался божественной мудростью, святостью жизни и опытом подвижнической жизни монашества. После их первого разговора Димитрий сказал своему другу Михаилу Чихачеву: «Отец Леонид завладел моим сердцем. Теперь это точно. Я прошу выписки и иду за старцем».

Однако, прежде чем Деметрию удалось обрести тихую обитель в стенах монастыря, ему пришлось пережить несколько больших испытаний; во-первых, со своей семьей, а во-вторых, с сильными мира сего. Не сумев получить желаемого, скорбящий юноша уехал из дома в столицу.

Там его ждала новая буря. Как только сдал последний экзамен, он подал прошение об увольнении с военной службы (которую он еще не начал). Когда царь Николай I узнал об этом, он попросил своего брата, великого князя, отговорить молодого человека от этого.

Все ласки, разговоры и даже угрозы могущественного князя были напрасны. Молодой человек оставался непреклонным. Тогда великий князь сообщил Деметрию, что царь отказался отпустить его и что он приписан к Динабургской крепости. Горько, однако молодой офицер был вынужден подчиниться, но по прибытии в Динабург тяжело заболел.

Посетив крепость в 1827 году, великий князь воочию убедился, что Деметриос не может продолжать военную службу, и дал ему столь желанную отставку. Таким образом, светская жизнь юного Деметрия подошла к концу.

Получив разряд, Димитрий отправился через Петербург в Свирский монастырь и к старцу Леониду (который жил там в то время за гонения на Валааме со стороны игумена отца Иннокентия), чтобы подчиниться этому опытному духовному наставнику. и начал свою монашескую жизнь.

Возвращение в Петербург

13 мая День памяти святителя Игнатия Брянчанинова. Приехав в Петербург и переодевшись крестьянином, Деметрий остановился на квартире Чихачева. Его друг Майкл также просил увольнения, но этого не сделали. Поэтому он был вынужден еще некоторое время оставаться на службе.

Димитрий ушел в Свирский монастырь один, где и начал свое послушание. Тем временем его разгневанные родители оборвали с ним все связи, отказав ему в какой-либо материальной помощи.

Будучи послушником, будущий наставник монахов отличался полным послушанием и глубоким смирением. Назначенный на работу на кухне, он со смирением выполнял все распоряжения кухарки (кухарка оказалась бывшей служанкой его отца), и вся братия стала уважать и любить юного подвижника.

Духовником юного послушника был старец Леонид. Деметриос своим исключительным послушанием укрепил отношения со своим наставником. Эти отношения напоминали отношения древних послушников со своими старейшинами.

Димитрий не делал ни шага без ведома своего Духовного Отца и каждый день открывал ему все свои сокровенные мысли и желания. В этом случае старец был как бы настоящим наставником в духе истинного монашества,

Такой жизнью послушник жил в Свирском монастыре, а также в Площанской пустыни, куда вынужден был перейти его наставник через год с учениками. Здесь Деметрия утешил приезд его близкого друга Михаила Чихачева.

Воссоединившись в тихом уединении монастыря, друзья стали подвизаться благочестием, предлагая друг другу помощь. На это их благословил отец Леонид. Однако юным подвижникам не удалось долго оставаться в тихой обители Площанской пустыни.

Из-за гонений со стороны настоятеля отец Леонид был вынужден переехать в Оптину. Его ученикам также было приказано уйти, и им было велено идти, куда им заблагорассудится.

Трудное время и скитание

13 мая День памяти святителя Игнатия Брянчанинова. Убитые горем, потому что они восхищались строгой и тихой жизнью двух послушников, другие монахи смотрели им вслед. Монахи дали им пять рублей, которые они собрали на дорогу. Сначала двое друзей отправились в скит Уайт-Блафф, но их там не приняли.

Потом они поехали в Оптину к своему старцу, но игумен Моисей долго не хотел их принимать. В конце концов, из-за их постоянных мольб, он был вынужден принять этих двух блестящих бывших офицеров, которые ради Христа отвергли всякую мирскую суету.

Их положение в Оптиной было тяжелым. Настоятель относился к ним сурово, и монахи им не доверяли. Грубая пища и климат повлияли на Деметрия, и он сильно заболел. Чикачев заботился о своем друге, но вскоре и его поразила изнуряющая лихорадка.

Тем временем родители Деметриоса смягчили мнение о сыне. Заболела его мать, и эта болезнь пробудила в ней материнские инстинкты, и ей захотелось снова увидеть сына. Даже суровый отец, казалось, несколько смягчился и пригласил сына и своего друга навестить его.

Деметриос и Майкл отправились туда сразу же, но их воссоединение было далеко не приятным. Его мать чувствовала себя лучше, но по мере того, как ее болезнь отступала, исчезали и нежные чувства отца, и Деметриос был встречен очень холодно.

Александр Брянчанинов все еще надеялся на блестящую карьеру сына, поэтому пытался заставить его отказаться от монашеской жизни и поступить на гражданскую или военную службу. Поэтому юноша стал чувствовать себя отягощенным жизнью в мире.

В начале 1830 года они с Михаилом поступили в Кирилло-Белозерский монастырь. Настоятелем в то время был отец Аркадий, человек святой, но простой сердцем. Увидев в этих приезжих настоящих монахов, он принял их с любовью.

Болезнь и выздоровление

Почти сразу же, как только двое друзей начали свою жизнь в этом монастыре, Димитрия снова охватила ужасная лихорадка. Монастырь располагался на острове в большом озере, и сырость не позволяла ему оставаться там дольше. Заболел и Чихачев. Затем Деметрий вернулся в Вологду, чтобы поправить здоровье, а Чихачев вернулся к себе домой в Псковскую губернию.

Трудно было молодому подвижнику снова жить в мире после того, как он его отверг. Единственным его счастьем тогда были беседы с епископом Вологодским Стефаном, который полюбил молодого послушника и часто приглашал его в гости. Как только Димитрий выздоровел, он благословил его жить в Семигородской Успенской пустыни.

Здесь Деметриос посвятил себя своим обычным занятиям медитацией и молитвой. Тем временем строгий отец настаивал, чтобы он снова поступил на службу. Он не оставил сына в покое и тогда, когда тот перевелся из Семигородской пустыни в далекий и уединенный Глушицкий Сосновецкий монастырь.

По этой причине Димитрий умолял епископа Стефана как можно скорее постричь его. Так как он был хорошо знаком с духовным состоянием Деметриоса, он решил сделать это. Он получил специальное разрешение от Священного Синода,

20 июня 1831 года желание его сердца исполнилось. Пострижен епископом Стефаном и переименован в Игнатия, в честь священномученика Игнатия Богоносца (память 20 декабря и 29 января). Когда его родственники прибыли в тот день в собор, они были очень поражены этой новой церемонией, которой они никогда раньше не видели.

Еще больше они были расстроены поступком сына, который разрушил все их заветные надежды и планы. Однако ново постриженного монаха это не смутило. 5 июля рукоположен во диакона, а 20 июля во иерея. В этом сане назначен настоятелем Григорьево-Пельшемского Лопотовского монастыря.

Лопотовский монастырь

Лопотовский монастырь почти полностью лежал в руинах. Пришлось все восстанавливать или переделывать. Новый настоятель принялся за дело с усердием, и вскоре Лопотов монастырь стал неузнаваем. Он восстановился не только внешне, но и внутренне, в своей духовной жизни. Всему виной новый Настоятель.

Отец Игнатий не щадил себя в трудах на благо обители. Например, всю зиму 1832 года он прожил в бедной, маленькой избушке церковного сторожа. Эти труды юного иеромонаха совершались во славу Божию, но он не остался без своих радостей.

Первой его радостью была встреча с дорогим другом Чихачевым, который также поселился в Лопотовском монастыре и был энергичным помощником настоятеля. Второй его радостью было мирное примирение с родителями. Он снова начал навещать их и, под его влиянием они стали относиться к нему более благосклонно.

Его мать особенно изменилась и благодарила Бога за то, что он сделал ее первенца Своим слугой. Она скончалась вскоре после этого, в возрасте сорока шести лет, и в последний раз причастилась Святого Причастия от своего сына.

С истинной христианской стойкостью он перенес свое горе и постарался побороть свою скорбь лишними трудами по восстановлению монастыря. Старания молодого иеромонаха заметил епископ Стефан, который в январе 1833 года возвел его в сан игумена. и пытался преодолеть свое горе дополнительной работой по восстановлению монастыря. Старания молодого иеромонаха отмечены епископом Стефаном, который в январе 1833 года возвел его в сан игумена.

Его труды не могли не сказаться на его ослабленном и болезненном теле, тем более что Лопотовский монастырь находился в болоте. Все это снова сделало его очень больным, пока его друг Чихачев не попытался уговорить его перевестись в другое место.

Благодаря помощи графини Анны Орловой-Чесменской за состоянием отца Игнатия внимательно следил великий московский иерарх митрополит Филарет, который предложил ему быть настоятелем Николо-Угрешского монастыря в своей епархии.

Возвращение в Петербург

Однако Промысел Божий готовил отца Игнатия к гораздо более широкой деятельности. Царь Николай I вспомнил о любимом ученике и велел отправить его не в Москву, а в Петербург, чтобы он мог увидеть его лично. Скромный игумен отправился в северную столицу, где был представлен царю, который был рад его видеть.

После нескольких кратких объяснений царь сказал: «Я люблю вас, как и прежде! Вы все еще должны мне за ваше образование, которое я дал вам из-за моей любви к вам. ты, и избрал свой собственный путь. Так вот, именно на этом пути ты должен отдать мне свой долг.

Я даю тебе Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. Я хочу, чтобы ты жил там и сделал его монастырь, который послужит примером для других монастырей столицы.

Затем царь Николай представил его своей жене, которая была добра к своей бывшей ученице, и попросил благословить ее детей. Затем царь приказал явиться секретарю Синода и сообщил ему о своих пожеланиях. Игумен Игнатий был назначен настоятелем Сергиевой пустыни и возведен в сан архимандрита.

Новый настоятель приступил к своим обязанностям в Эрмитаже 5 января 1834 года. Здесь отец Игнатий столкнулся с новыми трудами и заботами. До этого времени Сергиевской пустынью управляли викарные архиереи, что, конечно, не на пользу монастырю.

Близость к городу тоже была для него вредна. Все здания Эрмитажа нуждались в ремонте и даже капитальном ремонте. Было всего тридцать монахов, и все они далеко не соответствовали монашескому идеалу. Моральная распущенность царила здесь в полную силу.

Немощному и часто болеющему игумену было трудно выполнять свои обязанности, требующие постоянного ухода, хлопот и труда. Особенно трудно было бороться с развратом его монахов. Он сам сказал: «Ревность, злословие и клевета восстали против меня и освистали меня. Я видел врагов, которые дышали невыразимой злобой и жаждали моей погибели». Все это он преодолел своей железной волей, скрытой в ослабевшем теле смиренного настоятеля.

Сергиевская пустынь

13 мая День памяти святителя Игнатия Брянчанинова. Не прошло и года, как Сергиевская Пустынь обрела новую жизнь и благоустроилась. Постоянная работа, восстановление церквей, построен новый жилой дом, а также новая трапеза, пекарня, магазины. В разгар всего этого строительства царь и его семья неожиданно посетили монастырь. Когда царь прибыл и вошел в церковь в 18:00, он спросил у первого встречного монаха: «Отец архимандрит дома? Скажи ему, что его хочет видеть его старый друг».

Когда настоятель поспешил принять высоких гостей, царь приветствовал его и расспросил о его работе. Он осмотрел стройки, похвалил работу отца Игнатия и пообещал прислать деньги из казны.

Украшая свою обитель снаружи, с царской помощью, ревностный игумен внес в нее и чувство внутреннего благополучия. Теперь все было в порядке, богослужения были торжественными и величественными, и он составил прекрасный хор.

Однако еще больше он заботился о духовном воспитании монахов в своем монастыре. Он исследовал личную жизнь каждого монаха, наставляя их использовать свободное время с пользой для души: в молитве, посте, чтении духовных книг, физическом труде.

Одним словом, он старался привить им дух истинного монашества. Его большой опыт, его неослабевающее усердие и его знание человеческого сердца — все это дало такие результаты, что отец Игнатий вскоре достиг своей цели. Действительно, он исполнил волю царя, сделав Сергиевскую пустынь образцом для других монастырей.

Заботясь о совершенствовании других, сам отец архимандрит все выше и выше продвигался к духовному совершенству. Он учил не только словом, но и собственным примером.

Его самым заветным желанием было достичь духовной красоты древних монахов Фиваид и Египта, чей высокий пример пленил его с детства. Чтобы приблизиться к своему идеалу, он не щадил ни здоровья, ни сил в своих подвигах. Из-за этого он заболел, что вынудило его уйти в отставку со своей должности.

Восстановление здоровья

Однако вместо выхода на пенсию архимандрит Игнатий получил отпуск для восстановления здоровья в Костромском Николо-Бабаевом монастыре на Волге. Прожив там около одиннадцати месяцев в полном уединении, он вновь вернулся к своим обязанностям настоятеля Сергиевой пустыни.

И все же мысль о жизни отшельника никогда не покидала отца Игнатия. Потеряв благодетеля, царя Николая, он решил вновь посвятить себя уединенной жизни в скиту. Он даже стал договариваться с отцом Моисеем из Оптиной пустыни, чтобы ему выделили келью в скиту. Потом неожиданно его избрали епископом Ставропольским и Кавказским.

Отец Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского 27 октября 1857 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Новый иерарх простился со всеми в ноябре и привел в порядок свои финансовые дела. Он уехал на новое задание и прибыл в начале 1858 года. По дороге он чуть не погиб в сильной метели.

Приехав в Ставрополь, он с усердием стал выполнять свои новые обязанности. Его епархия требовала от него большего, чем большинство других, так как была основана совсем недавно.

В резиденции епископа почти не на что было жить. Духовенство было очень бедным, и отношение его к пастве было далеко не таким, каким должно быть. Школы должны были быть реорганизованы, а храмы и богослужения нуждались в улучшении.

Позаботившись о материальных средствах к существованию в архиерейском подворье, святитель Игнатий больше всего внимания обратил на совершение богослужений по церковному Уставу и на восстановление правильных отношений между духовенством и народом.

В своих отношениях с духовенством он был добр, прост и прямолинеен. Он всегда заботился об улучшении их жизни, образования и их отношений друг с другом. Особое внимание он уделял церковным школам и вообще тому, как воспитывать подрастающее поколение в истинно христианском духе.

Благодаря энергии архиерея и любви к своему делу Кавказская епархия вскоре была приведена в порядок. К сожалению, епископу Игнатию не удалось долго управлять епархией. Оспа вместе со страшной лихорадкой полностью истощила его здоровье.

Работа в Свято-Николаевском Бабаевском монастыре

13 мая День памяти святителя Игнатия Брянчанинова. Желая завершить остаток своей жизни в уединении, к которому он стремился, епископ решил ходатайствовать перед царем и Синодом об отставке его, чтобы он мог закончить свои дни в мире. Его просьба была принята, и он получил пенсию с сохранением заработной платы. Он также был назначен настоятелем Свято-Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии.

Епископ прибыл в монастырь 13 октября 1861 года. Он отправился туда, чтобы успокоиться, но, привыкший к постоянному труду, не мог спокойно сидеть без дела. Даже сейчас он стремился улучшить доверенный ему монастырь.

Порядок богослужений, монастырский устав, монашеские трапезы, жилые помещения — все это было усовершенствовано. Святитель Игнатий перестроил жилые помещения настоятеля; он также построил красивую новую церковь, чтобы заменить старую.

Он следил за правильным использованием земли монастыря, и финансы монастыря увеличились. Улучшилась и внутренняя жизнь монахов. Епископ был таким же выдающимся учителем, как и в других местах.

Среди всех трудов лучшим утешением для него были визиты разных близких друзей и гостей. Так, на первый год у Бабаева и в последний раз в их жизни приехал из Сергиевской пустыни его друг отец Михаил Чихачев.

В 1862 году в монастырь в качестве «странника» приехал его отставной брат, бывший губернатор Ставропольской губернии. В августе 1866 года его посетили царь Александр II и великий князь, которые любезно выслушали разговор старца о монашестве.

Последние годы жизни святителя Игнатия Брянчанинова

Помимо бесед с посетителями, епископ Игнатий любил свои литературные труды. Он перечитал и переписал свои предыдущие статьи и написал новые статьи. В этих трудах, заботах об обители и своих монашеских подвигах епископ Игнатий провел все время своего пребывания в Бабаевом монастыре до весны 1867 года. Никто не знал, кроме самого старца, насколько близок час его кончины. Он уже давно готовился к этому.

В Светлый день Христова Воскресения, после вечерни, он вдруг объявил, что никто не должен его тревожить, потому что ему нужно готовиться к смерти в одиночестве. Это было 16 апреля.

На следующий день владыка начал прощаться со своими близкими друзьями. Прощаясь со своим келейником, он поклонился ему до земли и сказал: «Батюшка, пожалуйста, прости меня». Таково было смирение старца, и оно растрогало келейницу до слез. В те дни он часто говорил, что ему трудно сосредоточить свой ум на земных делах.

Его чувства не обманули его. 30 апреля 1867 года он скончался тихо и с миром. Смерть застала его в одиночестве и в молитве. Никто не знал, когда и как его душа покинула тело. Его тело три дня оставалось в келье, сохраняя на лице отпечаток неземного покоя и радости.

Затем она была перенесена в монастырский храм и погребена епископом Ионафаном, викарием Костромской епархии. Панихида больше походила на духовный пир, чем на печальные похороны.

Святитель Игнатий прославлен Юбилейным Собором Московской Патриархии (6-9 июня 1988 г.), во время тысячелетнего торжества Крещения Руси. Его святые мощи хранятся в Толгском монастыре на Волге, близ Ярославля.

Спасибо, что дочитали статью. Рекомендуем в День памяти святителя Игнатия Брянчанинова всем православным христианам молиться усердно и каяться в грехах.

Вам понравятся также эти статьи:

Вербное Воскресенье, вход Господень в Иерусалим
Праздники в феврале в России
1 мая праздник в России
Великий вторник страстной седмицы Великого Поста
Радоница у православных христиан

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Какие сегодня праздники в России
Добавить комментарий