Когда читается покаянный канон Андрея критского

покаянный канон андрея критского Праздники

Друзья! 7 марта начался Великий Пост. Христиане должны читать покаянный канон андрея критского четыре дня: в понедельник, вторник, среду и четверг. Приятного чтения и благополучного исцеления грехов.

Сегодня 03 Октября 2022 понедельник. Сегодня будет фаза луны Первая четверть и считается что сегодня 8, 9 лунный день. Восход луны будет в 16:13, а заход луны в 22:03. Луна сегодня будет в знаке зодиака Козерог. По проверенным данным сегодня намечаются магнитные бури  в диапазоне от 2 до 5 баллов
Сегодня для огородников и садоводов благоприятный день +-+±
Сегодня день благоприятный для совершении рабочих сделок, не благоприятный для церемонии свадьбы, благоприятный для финансовых операций, благоприятный для проведения маникюра, для причесок 

ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Первая неделя Великого поста издревле известна как «заря воздержания», или «чистая неделя». В течение той недели Церковь уговаривает своих чад выйти из того греховного состояния. В которое впало все человечество, потому что наши праотцы не воздержались.

Они лишились небесных благословений, состояние греховности, которое каждый из нас умножает своими личными грехами. Она побуждает их выйти через веру, молитву, смирение и пост, то, что угодно Богу. Это время покаяния, говорит Церковь.

Вот день спасения, вход в пост. Бодрствуй, душа моя, затвори все двери, через которые входят страсти, и воззри ко Господу. (Из первого песнопения триодного канона на утрени в понедельник первой седмицы Великого поста).

Ветхозаветная Церковь, почитавшая особенно священными первые и последние дни нескольких великих праздников, также, по уставу, православные христиане. Они подготовленные и вдохновленные материнскими наставлениями, предлагаемыми их Церковью от древности. Соблюдают первую и последнюю седмицы Великий пост особенно строго и усердно.

Службы первой седмицы особенно продолжительны. Подвиг телесного воздержания в эту неделю значительно строже, чем в последующие дни Великого поста. В течение первых четырех дней Великого поста служится Великое повечерие. С чтением Великого покаянного канона св. Андрея Критского. Он как бы задает тон, который будет звучать на протяжении всего Великого поста.

В течение первой недели Великого поста канон делится на четыре отдельные части, по одной на каждом повечерии. В четверг (фактически вечер среды) пятой седмицы Великого поста наше внимание вновь обращено на дивное сочинение Андрея Первозванного, на этот раз целиком, чтобы с приближением окончания Великого поста мы не стали вялыми, небрежно, чтобы не забыть себя и перестать строго следить за собой во всем.

Припев «Помилуй меня, Господи, помилуй меня» сопровождает каждый стих Великого канона. Также включены несколько тропарей в честь святого Андрея, составителя канона, и святой Марии Египетской. Иерусалимская церковь ввела эту практику еще при жизни святого Андрея.

Житие святой Марии Египетской

Когда в 680 году н.э. святой Андрей ехал в Константинополь на VI Вселенский Собор, он привез с собой и обнародовал как свое великое сочинение, так и житие святой Марии Египетской, написанное его соотечественником и учителем, святителем Софронием, Патриархом Иерусалимским.

Житие преподобной Марии Египетской читается вместе с Великим каноном на утрени в среду пятой седмицы Великого поста. Великий покаянный канон Андрея критского поражает больше, чем любой другой богослужебный текст, встречающийся во время Великого поста.

Это чудо литургической гимнографии с текстами удивительной силы и поэтической красоты. Церковь решила назвать его Великим каноном не столько из-за его длины (250 тропарей, или стихов), сколько из-за качества и силы его содержания.

Св. Андрей, архиепископ Критский, составивший канон в VII веке, также составил множество других канонов, используемых Церковью в течение богослужебного года.

Великий канон состоит из беседы кающегося с собственной душой. Разговор начинается:

Где мне начать плакать о поступках моей несчастной жизни? Какой первый плод я принесу, Христе, в этом моем плаче? Но по состраданию Твоему даруй мне прощение грехов – с чего мне начать каяться, ибо это так трудно.

Далее следует чудесный тропарь:

Приди, несчастная душа, с плотью твоей к Творцу всего. Покайся перед Ним и впредь воздерживайся от своей прошлой жестокости; и принеси Богу слезы покаяния.

Слова поразительны, содержат в себе и христианскую антропологию, и аскетизм: в нашем покаянии должна участвовать и наша плоть, неотъемлемая часть человеческой природы и бытия.

Апогей этой беседы с душой, ее постоянный непрестанный призыв к покаянию приходится на кондак, поемый после 6-го песнопения канона:

Душа моя, о душа моя, поднимись! Почему ты спишь? Конец приближается, и скоро ты будешь встревожен. Смотри же, чтобы Христос, Бог твой, пощадил тебя, ибо Он везде присутствует и все наполняет.

Кому адресованы эти слова канона

Эти слова великий светила Церкви адресует себе, тому, кого можно было бы описать словами, которыми он охарактеризовал святую Марию Египетскую, которая действительно была «ангелом во плоти».

А между тем он так обращался к себе, упрекая себя за то, что душа его дремлет. Если бы он мог видеть себя таким, как бы мы увидели себя? Как погруженные не только в духовный сон, от которого нас невозможно разбудить, но и в какой-то некроз.

Когда мы внимаем словам канона св. Андрея Критского, мы должны спросить себя: что мне делать? Если бы кто-то исполнял Закон Божий, как он должен, содержание его жизни было бы совсем иным.

Именно поэтому Церковь предлагает нам этот глубокий Великопостный покаянный канон Андрея Критского, полный чувства и убеждения, чтобы мы могли глубже заглянуть в свою душу и увидеть, что там. И все же душа продолжает спать; в этом наша печаль и наша беда.

В чудесной молитве преподобного Ефрема Сирина , которую мы повторяем в течение всего Великого поста, мы слышим слова примерно такого содержания: Господи и Царю, даруй мне видеть беззакония мои! Я не вижу их; душа моя задремала, уснула, и я даже не могу видеть этих грехов, как должно.

Как же я смогу раскаяться в них! Именно поэтому в дни Великого поста каждый из нас должен еще больше сосредотачиваться на себе, должен исследовать свою жизнь и соизмерять ее с евангельской мерой, а не с какой-либо другой.

Основной отличительной чертой Великого канона является чрезвычайно широкое использование образов и сюжетов, взятых из Священного Писания, как из Ветхого, так и из Нового Завета. К сожалению, мы не знаем Святую Библию так, как должны, и потому для многих из нас имена, упомянутые в Великом Каноне, ничего не значат.

Библия и покаянный канон

И все же Библия — это не просто история народа Израиля. Это также великая летопись души человечества, душ, которые неоднократно падали и снова вставали перед лицом Божиим, которые неоднократно впадали в грех и неоднократно каялись.

Если бы мы рассмотрели жизнь упомянутых в Библии, то увидели бы, что каждый из них представлен не столько как историческая личность, личность, совершившая то-то и то-то, а как личность, стоящая перед Живым Богом.

Исторические или иные достижения человека отводятся на второе место. Остается самое главное: остался ли этот человек верным Богу или нет. Если мы будем читать Библию и Великий покаянный Канон Андрея Критского с этой точки зрения,

В связи с этим о. Александр Шмеман, литург ХХ века, сказал нечто весьма уместное: «Если в наши дни столь многие находят его [Великий канон] скучным и не относящимся к нашей жизни, то это потому, что их вера не питается из источника Священного Писания.

Писание, источник, который для отцов Церкви был источником их веры. Мы должны еще раз научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире.

Нет лучшего способа научиться этому, как через церковную службу, которая не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни». (Протопресвитер Александр Шмеман, Великий пост, стр. 97).

Итак, через лиц и события, изложенные в Великом каноне, проходит перед нами история Ветхого и Нового Завета. Ее автор указывает нам на грехопадение наших предков и на испорченность первоначального мира.

Он указывает на добродетели Ноя, а также на горечь и отсутствие покаяния, проявленные жителями Содома и Гоморры. Автор воскрешает для нас память о праведных патриархах и доблестных мужах: Моисее, Иисусе Навине, Гедеоне и Самсоне.

Позволяет нам взглянуть на благочестие царя Давида, его падение и трогательное покаяние. Указывает нам на нечестие Ахава и Иезавели, а также на великие примеры покаяния — ниневитян, Манассии, блудницы и мудрого разбойника.

У Креста и Гроба Господня

Особое внимание он уделяет Марии Египетской, и не раз останавливает читателя у Креста и у Гроба Господня. Везде он учит покаянию, смирению, молитве и самоотречению.

Именно в этих примерах постоянно происходит увещевание к душе: [О душа моя] помяни сего праведника; таким образом он угодил Богу; вспомни и того праведника; таким образом он угодил Богу; вы не сделали ничего сравнимого.

Библия говорит об одних людях в положительном свете, а о других в отрицательном. Мы должны подражать одному, а не другому.

Едя в колеснице добродетелей, Илия был вознесен на небо, высоко над земным. Подумай, душа моя, о его восхождении. – Подумай, душа моя, о восхождении ветхозаветных праведников.

О несчастная душа, ты всегда подражала нечистым мыслям Гиезия. Отринь от себя, хотя бы в старости, его сребролюбие. Беги от адского огня, отвратись от зла ​​твоего. — Хотя бы в старости избавься от сребролюбия Гиезия, душа, и, оставив злые дела свои, избегай адского огня.

Как видим, тексты довольно сложные, а потому необходимо хорошо подготовиться к Великому Канону, чтобы мы могли его воспринять.

В заключительной песне, пропетой в первый день, после всех исторических воспоминаний следуют тропари удивительной силы:

Закон бессилен, Евангелие недействительно, и все Писание игнорируется тобою: пророки и все слова праведных бесполезны. Твои раны, моя душа умножились, и нет врача, чтобы исцелить тебя. – бесполезно напоминать вам о Ветхом Завете; все бесполезно. Я приведу вам примеры из Нового Завета, и, может быть, вы тогда покаетесь.

Привожу тебе, душа моя, примеры из Нового Завета, чтобы привести тебя в умиление. Последуйте примеру праведных, отвратитесь от грешных и молитвами и постом, целомудрием и благоговением отыграйте милость Христову.

Наконец, представив все из Ветхого Завета, писатель восходит к Живодавцу, Спасителю душ наших, и, как разбойник, взывает: «Помилуй мя!» и как мытарь восклицает: «Боже, будь милостив ко мне грешному!»

Покаявшиеся войдут раньше в Царство Небесное

Подражая настойчивости хананеянки и слепого на перекрестке, он говорит: «Помилуй меня, сын Давидов! Подобно блуднице, он изливает слезы вместо мирры на голову и ноги Христа и горько плачет о себе, как Марфа и Мария о Лазаре.

Далее в каноне подчеркивается тот факт, что худшие из грешников покаялись и войдут в Царство Небесное раньше нас:

Христос стал человеком, призвав к покаянию воров и блудниц. Покайся, душа моя: уже отворена дверь Царствия, и проходят пред тобою фарисеи, и мытари, и прелюбодеи, изменяя жизнь свою.

И когда в каком-то духовном ужасе, следуя издалека за чудесами Спасителя, и умиляясь от каждого духовного подвига в Его земной жизни. Автор Канона доходит до страшной жертвы Христовой, сердечная сила его колеблется, и вместе со всем Творением он замолкает на дрожащей Голгофе и в последний раз восклицает:

О мой Судия, знающий меня, когда Ты снова придешь с ангелами, чтобы судить весь мир, взгляни на меня тогда Твоим милостивым оком и пощади меня; сжалься надо мной, Иисус, ибо я согрешил больше всех людей.

В своем заключительном тропаре Великий покаянный канон Андрея критского, всеми возможными средствами побуждая нас к покаянию, как бы раскрывает нам свой «метод» [наставления]: Как я говорил с тобою, душа!

Я напомнил тебе о ветхозаветных праведниках и привел тебе примеры из Нового Завета [чтобы привести тебя к умилению], и все же это было напрасно, ибо «ты, душа моя, не последовала за их жизнями и действия. Горе тебе, когда будешь судим!» Горе тебе, когда предстанешь перед судом!

Внемля словам Великого канона, вникнув в историю людей, бежавших от Бога только для того, чтобы Он настиг их. Людей, бывших в пропастях, но которых Бог вывел, созерцаем тот факт, что Бог выводит каждого из нас из бездну греха и отчаяния. Чтобы мы могли предложить Ему плоды покаяния.

Наша надежда — это Сам Бог

Не следует думать, что покаяние состоит в том, чтобы копаться в своих личных грехах. Заниматься самобичеванием, стараться обличить в себе как можно больше зла и тьмы. Истинно покаяться — значит обратиться от тьмы к свету, от греха к праведности. Понять, что наша жизнь была недостойна своего высокого звания.

Исповедать перед Богом, насколько мы ничтожны, и исповедать, что единственная наша надежда — это Сам Бог. Истинное покаяние – это когда, предстоя пред лицем Бога. Который, как говорит апостол Петр, «призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9).

Мы понимаем, что жизнь дана нам для того, чтобы мы могли бы стать детьми Божьими. Чтобы мы могли причащаться Божественного Света. Настоящее покаяние выражается не столько в словах, сколько в делах. Но и в готовности прийти на помощь другим, быть открытым с ближними и не слишком зацикливаться на себе.

Покаяние истинное— это понимание того, что, хотя мы и не обладаем силой стать истинными христианами, Бог способен сделать нас такими. Как сказано в Великом каноне, «где угодно Богу, побеждается порядок природы».

То есть там, где этого желает Бог, происходят сверхъестественные события. Саул становится Павлом, Иона выводится из чрева кита, Моисей переходит море по суше, мертвый Лазарь воскресает. Мария Египетская обращается из из блудницы в великого праведника.

Ибо, по словам Спасителя, «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Истинное покаяние — это понимание того, что, хотя мы и не обладаем силой стать истинными христианами, Бог способен сделать нас такими. Как сказано в Великом каноне, «где угодно Богу, побеждается порядок природы».

Протоиерей Виктор Потапов
Приходская жизнь, март 2022 г.

Народные приметы на 8 марта

08 Марта 2022 - "Поликарпов день"
Вторник
  • Если в этот день выпадает снег, то и святая неделя (Пасха) будет холодная, если будет сухо, то не ждите дождя и в Пасху.
  • Слышен стук дятла – к поздней весне.
  • Синицы громко поют – к теплой погоде.
  • Если женщина получила цветы, но не знает от кого – скоро ей предстоит взаимно в кого–то влюбиться.
  • Незамужней девушке отмечать 8 марта в окружении женщин – до конца года свадьбы не видать.
  • Если девушка не вышла замуж до этой даты – ей еще долгое время предстоит провести в родительском доме.
  • печь пироги из кислого теста;
  • это благоприятный день для романтических знакомств;
  • нельзя есть мясо;
  • категорически запрещено 8 марта убивать пауков;
  • женщинам нельзя в Поликарпов день находится в сугубо женском коллективе;
  • мужчинам запрещается в этот день грубить женщине и вести себя неподобающе;
  • не стоит затевать уборку в доме;

Вам могут также понравиться следующие статьи:

Великий католический пост
Обрезание Господне
Вселенская родительская суббота
Икона умиление серафимо-дивеевская

Локотская икона Пресвятой Богородицы Умиление

Оцените статью
Какие сегодня праздники
Добавить комментарий