Какой сегодня праздник? 27 августа православные христиане отмечают День памяти Пророка Михея из числа 12 пророков. Пророк Михей боролся с несправедливостью, он защищал права граждан.
- 5 лунные сутки 2024-10-07 12:32:00
- 6 лунные сутки До следующего дня
Кто он Пророк Михей?
Михей выступал против угнетения народа как духовными, так и светскими лидерами.
Автор Ганс Вальтер Вольф
Надпись (1:1) книги [Михея] относит его ко дням царей Иудейских: Иоафама, Ахаза и Езекии. Согласно этой информации (а мы понимаем, что имеющиеся в нашем распоряжении хронологические данные несколько неопределенны).
Пророк Михей появился на месте событий самое позднее в 734 году (до н. э.). Он был активен по крайней мере до 728 года. Но, возможно, намного дольше. Потому что его слова наполнены чувством надвигающегося ужаса.
Даже если он не пережил самих событий, он предвидел неумолимые вторжения ассирийской мощи при разрушении Самарии в 722 г. и Иерусалима в 701 г. (1:6-7; 3:12). Он провозглашает как слово своего Бога:
Я превращаю Самарию в груду. Высыпаю ее щебень в долину. Я обнажаю ее основания». (Михей 1:6)
Пророк Михей и Иерусалим
Позже он должен будет сказать то же самое об Иерусалиме. Однако Михей не жил в политическом центре своей страны. Его родной город Морешеф лежал примерно в 20 милях к юго-западу от царской столицы в красивой гористой местности Иуды.
Откуда открывался широкий вид на прибрежную равнину и Средиземное море. Но он и не был захолустным отшельником. Оживленный контакт с Иерусалимом обеспечивался тем фактом, что иудейские цари содержали пять городов-крепостей в радиусе менее шести миль вокруг Морешефа.
Они должны были защищать иудейскую родину от посягательств филистимских городов или нападений со стороны сверхдержав из благоприятного плацдарма прибрежной равнины.
Одно, однако, бесспорно. Он явился как пророк в Иерусалиме (Михей 3:9-10, 12). Ибо, согласно (Михей 3:10) Он обращается к лидерам как к тем, «кто строит Сион кровью, а Иерусалим — злом».
Он угрожает им: «Из-за вас Иерусалим превратится в груду развалин» (Михей 3:12). О внешних подробностях жизни Михея мы знаем не больше, чем эти скудные упоминания о времени и месте его деятельности. То, что верно для всех пророков, верно и для Михея. Его жизнь исчезла за словом, которое он был послан возвестить.
Чувство справедливости
Из сохранившихся его высказываний мы можем сделать несколько выводов о самопонимании Михея и его отношении к соотечественникам. Очертания его профиля наиболее четкие там, где он противостоит своим противникам.
«А что касается меня, то я полон власти, справедливости и мужества, чтобы объявить Иакову его преступление и Израилю его грех». (Михей 3:8). Какое свидетельство бесстрашной самоуверенности!
Ничто в других пророках не приближается к этому! Можно, конечно, заподозрить, что это высказывание выражает натужное самовосхваление человека, одержимого властью (что было бы не очень благочестиво!).
Но от такого перетолкования нас предостерегает комментарий — вроде глянца, который утверждает, что он обладает этими дарами. Только вместе с «Духом Господним», т. е. в силу особой божественной власти, которая его всецело наполняет.
В центре его даров (между дарами «авторитета» и «мужества») стоит, по его собственному утверждению, справедливость (то есть его чувство справедливости).
Ему не нужно прямо говорить, что здесь он имеет в виду волю Божию. Он подчеркивает «справедливость». Потому что над ним действительно не господствуют ни желания и прихоти личного честолюбия, ни давление со стороны членов его собственной партии, ни угрозы его противников.
Его полный авторитет, его мужество и чувство уверенности в себе, когда он отстаивает свою позицию. Несмотря на противодействие, проистекают не что иное, как из того факта, что он не оставляет в себе места ни для чего.
Кроме того чувства справедливости, которое полностью его наполняет. Эта справедливость дает ему право открыть Израилю неприкрашенный факт его собственной несправедливости и беззакония…
Противники Пророка Михея
Михей противостоит двум группам. Во-первых, он противостоит другим пророкам (3:5). А значит, людям, которые являются его коллегами. Они направляют свое слово, говорит Михей, не в соответствии со справедливостью, а в свою пользу…
Кто возвысит свой голос как пророк от имени справедливости, найдет в мире несправедливости публичных противников. Таким образом, вторая группа, против которой выступает Михей, — это ответственные чиновники в Иерусалиме, лица, которых он называет (3:1-9) «вождями» и «правителями»…
Почему Михей нападает на эти духовные и светские авторитеты? Уж точно не из-за какого-то абстрактного фанатизма справедливости. Тогда почему? Он обращается: к пророкам, «потому что они вводят народ Мой в заблуждение» (3:5).
Политическим лидерам в Иерусалиме. «Потому что они едят плоть моего народа». Чиновникам в Морешефе, потому что они «выгоняют женщин моего народа из домов, которые они любят» (2:9).
Он обращается ко всем им в целом, «потому что они восстают на народ Мой, как неприятель» (2:8). Из всех этих отрывков ясно, что Михея движет забота о своих угнетенных родственниках.
Выступление против зависти, искажения справедливости и лицемерной религиозности
Несправедливость проявляется, по Михею, прежде всего в трех действиях: в желании чужого, в извращении справедливости и в лицемерной религиозности. Эгоистичная зависть является для Михея источником всякого зла… Михей берет слово «жажда» из девятой и десятой заповедей (Исход 20:17) и говорит: (2:2):
- «Они жаждут полей и захватывают их,
- И дома, и берут их;
- Они притесняют человека и его семью,
- Человек и его наследство».
Сразу вспоминаются офицеры и административные чиновники из Иерусалима, назначенные в города-крепости вокруг Морешефа. Они ищут красивые поля и дома в приятной сельской местности.
Михей описывает их психологию (2:1). Когда они бодрствуют в постели по ночам, разрабатывая свои планы. На следующее утро они осуществляют задуманное, «потому что это в их силах».
В результате их творческого планирования их основная алчность быстро перерастает в жестокие акты насилия над собственностью и людьми. Чужую собственность они «захватывают». Людей они «притесняют» (2:2). Обе меры строго запрещены Божьим законом: «Не притесняй ближнего твоего и не грабительствуй его» (Лев. 19:13)….
Пророк Михей должен обвинить высших должностных лиц Иерусалима во всех областях в одном преступлении, превыше всех остальных – в погоне за деньгами:
Лидеры этого города судят за взятку; его священники истолковывают закон за плату; его пророки дают свои откровения за деньги» (Михей 3:11)
Произнесение гибели
Тем, кто был таким образом обвинен (в алчности и жадности), Михей самым недвусмысленным образом провозглашает гибель. Самое первое слово Михея ударяет основную ноту своим словом (горе).
«Горе тем, которые бодрствуют и замышляют зло на ложах своих, чтобы с наступлением утра совершить его!» Горе! Эй! Это крик скорби, который обычно раздавался в кланах древнего Израиля всякий раз, когда смерть настигала их.
Согласно адаптации Михея этого горя, эгоистичные интриганы на самом деле являются гниющими трупами. Тот, кто отталкивает людей в эгоистичных поисках вещей, отталкивает жизнь и ищет смерти.
Однако пророк не провозглашает общего абстрактного положения. Его «Горе!» это заблаговременное объявление о гибели злодеев. Саму их гибель он описывает в Михей 2:3-5. «Поэтому так говорит Господь: вот, Я замышляю бедствие!»
Злое планирование человека уже было окружено высшим планом Бога. Пророк Михей уточняет: «Вы не свернете шеи вашей от беды. Ты больше не сможешь ходить прямо». Михей даже вкладывает в их уста панихиду: «Мы совершенно разорены. Наши похитители делят наши поля».
Наказание соответствует преступлению
Экспроприация и изгнание грозят экспроприаторам и изгнанникам. Они падают в яму, которую вырыли для других. Илия говорит Ахаву, согласно Царств 21:19. «Там, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать вашу кровь».
Наказание соответствует преступлению. Подобным образом лжепророкам угрожают Михей 3:5-7. Те, кто искажает Божье слово, чтобы приспособить его к своим фантазиям, сами не получат ответа от Бога (стих 7). Те, кто не стремится ни к чему, кроме аплодисментов своих слушателей, обнаружат, что голос Божий больше не говорит с ними (стихи 6-7):
«Солнце зайдет над пророками, и день почернеет над ними. Прозорливцы будут посрамлены, и прорицатели посрамлены. Все они закроют свои уста, потому что нет ответа от Бога».
Те, кто не хочет руководствоваться Божьими наставлениями, вскоре сами не смогут выносить никаких наставлений от Бога. Так точно наказание будет соответствовать преступлению.
Наихудшая угроза припасена для ответственных лиц в Иерусалиме (3:10), которые «строят Сион на крови и Иерусалим на неправде». Кровопролитие и несправедливость не являются основанием, способным вынести бремя, которое необходимо нести. На самом деле это смертельные ловушки.
«Поэтому из-за вас Сион будет распахан, как поле. Иерусалим превратится в груду развалин. Храмовая гора будет отдана зверям лесным» (Михей 3:12).
Святой Пророк Михей — Видео
Вам понравятся статьи:
Пророк Илия
Вход Господень в Иерусалим
Апостолы Петр и Павел
Православные праздники в августе 2022
Успенский пост 2022