Жировицкая икона Божией Матери: в чем помогает молитва

Жировицкая икона Божией Матери: в чем помогает молитва Праздники

Какой сегодня православный праздник? Какой церковный праздник 20 мая 2023 года в России? 20 мая День памяти иконы Пресвятой Богородицы Жировицкая. Православный праздник 7/20 мая — Жировицкая икона Божией Матери: в чем помогает молитва. Церковные праздники в мае 2023.
Икона Жировицкой Божией Матери: История Иконы и Описание. Среди главных образов Матери Божией икона Жировицкой Богородицы занимает важное место ввиду своей уникальной истории. А также появлению необычной в таких случаях технике исполнения. Кроме того, она одинаково почитается как православными христианами, так и последователями западных католических течений.

Описание уникальной иконы

В отличие от обычных икон образ Жировицкий имеет овальную композицию в образе рельефа, сделанного на яшме. Размеры ее очень малы – 5,7 х 4,1х0,8 см. Внешне образ напоминает нагрудную икону или камею. Обратная сторона реликвии гладкая. Яшма, из которой она изготовлена, представляет естественное сочетание зеленого и темно-красного цветов, которые образуют охристый оттенок.

Пресвятая Богородица представлена держащей на правой руке Своего Вечного Младенца, а левая прижата к груди. Непокрытая голова Царицы Небесной склонена к Сыну, который прильнул к Ней. Младенец Иисус одет в короткий хитон, оставив колени открытыми. Головы Матери и Сына увенчаны коронами. По бокам различимы традиционные для этого типа икон греческие буквы, обозначающие их названия.

Икона Жировицкой Божией Матери, описание которой дано выше, относится к иконографическому типу, именуемому «Елеевская» — Умиление. Эта версия икон Богородицы достаточно древняя и была найдена в Египте в раннехристианский период, когда расцветало так называемое коптское искусство.

Находка молодых пастухов

История иконы так же необыкновенная, как и ее внешний вид. Говорят (а люди, мы знаем, напрасно не рассказывают), что в 1470 году эта икона была впервые найдена в Гродненской области близ села Жировичи. От имени этого села, как нетрудно догадаться, и произошло ее имя. Случилось так однажды, что сельские дети пасли скот на лесной поляне, принадлежавшем богатому дворянину, выходцу из Литвы, но православному верующему. Его имя Александр Солтан.

Пастухи увидели на дереве сияющую икону Пресвятой Богородицы

Вдруг (с этого слова всегда в рассказах начинается самое интересное) они увидели яркое свечение, исходящее от кроны растущего на опушке грушевого дерева. Превозмогая страх, пастушки приблизились и среди листьев увидели маленькую иконку. От нее во все стороны рассеивались яркие лучи. Дети затаили дыхание, сняли с дерева замечательную находку и с трепетом бросились к своему хозяину. Стоит ли напоминать, что это была именно та икона Жировицкой Божией Матери — Целительницы, как ее впоследствии стали называть за многочисленные чудеса исцеления, явленные через нее.

Начало необъяснимых чудес

Александр Солтан был сильно озадачен такой находкой. Он не знал, что с нею делать. Он дал мальчишкам монетки, на всякий случай запер икону в ларце, решив при первой же возможности отвезти ее в Гродно и показать епархиальному архиепископу. Кованая шкатулка — вещь довольно надежная. Никуда из нее содержимое (дорогая, видимо) не денется. Каково же было его удивление, когда на следующий день, желая покрасоваться ею перед гостями, он обнаружил заветную шкатулку пустой.

Все слуги Солтана в один голос клялись, что не притрагивались к ларцу. Да и ключ от ларца всю ночь висел у хозяина на шее. Ну понятно, чьих рук это дело. Окропили комнаты Солтана святой водой и перестали об этом думать. Как вдруг (опять внезапно) та же пастушка снова увидела на краю уже знакомое сияние и, в ожидании еще нескольких монет, бросилась к нему.

Короткая жизнь деревянной церкви

Повторная находка иконы не оставляло сомнений в том, что находка была не чем иным, как чудом. И он, Алессандро Солтан, был избран Богом, через которого она явилась. Желая показать себя достойным такой высокой чести, князь немедленно приказал построить на опушке леса. Там, где пастушка нашла икону Жировицкой Божией Матери, деревянную церковь и поставить в ней новообретенную святыню.

В земле, богатой лесом, что-либо строить недолго. Не успел барин оглянуться, как замерли топоры. И посреди луга выросла красивая церковь. Но, видимо, Господь не благословил его инициативу. Через полгода в нее ударила молния. И за одну ночь сгорело деревянное, пропахшее смолой здание. Случилось это ночью, и пока селяне разбудили заполошный колокол, пока до дома дошли, тушить уже было нечего. На месте церкви осталась только дымящаяся куча углей.

Третья находка чудесной иконы

Жалко было крестьянам своих трудов, а барину — средств, загубленных впустую. Но более всего они жалели чудотворную икону, которую нашли сгоревшей в огне. Ей не хотелось больше видеть тех же (вдруг то же самое случится и в третий раз) тех же детей. Но была уже в 15 веке в селе Жировичи. Одна женщина, сидящая на камне, держала в руках знакомую икону.

Выслушав сумбурный рассказ юноши, селяне, полагая, что их снова посетило откровение Божие, поторопились к заветному месту. Позвали местного священника. А тот, в свою очередь, взял отца-дьякона. В общем, крестный ход отправился к праху церкви.

И хотя все были готовы к чуду, они невольно замерли, когда на почерневшем от копоти камне предстала перед ними совершенно нетронутая огнем икона Жировицкой Божией Матери. Эта история может показаться вам невероятной. Уже почти шесть столетий ее слушают и рассказывают поколения христиан с трепетной искренностью и читают многие поколения христиан как в России-матушке, так и на чужих землях.

Создание нового монастыря

Произведенное на Александра Солтана впечатление иконой, воскресшей из пепла, как сказочная птица Феникс можно сравнить с ударом грома. Он тут же велел построить для нее каменную церковь. Искренне проклинал себя за то, что поначалу поскупился, и построил для такой бесценной святой реликвии деревянную церковь. Скупой, как известно, платит дважды. Он нанял мастеров-каменщиков. И те, кого благословил, построили каменный Успенский храм, в котором была торжественно помещена икона Жировицкой Божией Матери — дважды утраченная и трижды обретенная.

В начале 16 века на территории храма поселилась монашеская община, которую преобразовали позже в монастырь. Род Солтановых, изрядно обедневший в те годы, все еще продолжал господствовать в тех краях. Причем один из его родственников по имени Яков даже решил построить на территории монастыря еще один каменный храм. Однако осуществить его планы не удалось. Так как в середине века село Жировичи было отдано в аренду банкиру Ицхаку Михалевичу за его долги. А выкуплено только наследниками Якова, к тому времени принявшими католицизм.

Униаты овладели монастырем

В 1605 году Жировичи снова сменили владельца. Им стал литовский дворянин Иван Мелешко, передавший монастырь на территории своих владений униатской церкви. Она, как известно, сохранила часть православных обрядов, но подчинялась Ватикану. Так православная икона Жировицкой Божией Матери находилась под сенью римского первосвященника.

Этот маленький образ Пресвятой Богородицы принес монастырю большую известность благодаря явленным через него чудесам. Вот пример, когда в июне 1660 года литовскому гетману Павлу Сапеге удалось нанести ощутимый удар русским войскам у села Полонки. По общему мнению, его успехом стала молитва Жировицкой иконе Божией Матери, которую воевода прочитал во всеуслышание перед началом битвы.

В Риме найдена фреска

Жировицкая икона Божией Матери, изображение которой представлено в нашей статье, получила дальнейшее прославление в 18 веке. Случилось так, что в 1718 году в римском правлении одного из католических монашеских орденов, производившего ремонт, под слоем штукатурки нашли фреску. Точно такую же, как изображение на Жировицкой иконе. Его восстановили, и вскоре появились первые доказательства явленных через него чудес.

Это побудило священников Ватикана обратить достойное внимание на икону в селе Жировичи, а папский капитул — коллегию духовенства при епископском ведомстве — подробно изучить двести свидетельств о ее чудесах. На основании этих записей икона была признана чудотворной и было принято решение о ее коронации. Да-да, у католиков тоже есть такой обряд.

Коронация святого образа

В сентябре 1730 года состоялись торжества в Жировичах. Никогда еще эта скромная деревня не видела такого скопления людей. Накануне запланированного дня приехали три группы паломников в сопровождении полка янычар, находившихся под командованием государя пана Радзивилла. Для чего совершать пусть католический, но все же христианский обряд привлекал мусульман — история не уточняет.

Икона Божией Матери Жировицкая, ценность которой с тех пор несравненно возросла, венчалась в присутствии 34000 человек. На богослужениях, которые проходили в течение восьми дней, их посетило 120 тысяч. На икону возложили две золотые короны, специально изготовленные в Риме и привезенные в Жировичи папским послом. Кстати, все расходы, связанные с совершением этого обряда и последующими церемониями, взяла на себя мать посла — вдова польского короля Станислава Радзивилла Анна Катажина.

Отныне икона Жировицкой Божией Матери стала одной из самых почитаемых у католиков. Известно, что самые высокопоставленные лица молились ей о ниспослании Милости Божией. Так, в 1744 году специально с этой целью село Жировичи посетил польский король Август III. А в 1784 году — последний монарх Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Правда, связь его с чудотворной иконой явно не сложилась. В 1795 году под конвоем русских драгун царя доставили в Гродно. Там он подписал акт об отречении от престола.

Икона возвращается в лоно православной церкви

В конце тридцатых годов XIX века в Западнорусском регионе начался процесс повсеместного восстановления православного богослужения. Село Жировичи стало одним из первых мест, где оно возродилось. Монастырь в нем вновь стал православным. С тех пор акафист Жировицкой иконе Божией Матери, сооруженный вскоре после этого события, заменил малопонятные народу латинские молитвы.

Беды и несчастья в двадцатом веке

В годы Первой мировой войны Гродно и все окрестности оказались в центре боевых действий. Для сохранения святыни она была перевезена сначала в московский Покровский собор на Рву. А затем в областной город Видное, где она несколько лет хранилась в монастыре великомученицы Екатерины.

В родное село, где она провела почти четыре с половиной века, икона вернулась в 1922 году. По всей стране разворачивалась антирелигиозная кампания, и ее транспортировка была сопряжена с немалым риском. Поэтому специально приехавший в Видное архимандрит Жировичского монастыря тайком вынес бесценную святыню, спрятав ее в банке с вареньем.

Просто так доставить образ иконы в Жировичи не удалось. Но вскоре монахи Почаевского Успенского монастыря специально сделали для нее киот. В нем она хранилась все последующие годы. Наличие в монастыре такой прославленной иконы способствовало восстановлению и реконструкции его главного храма — Успенского собора. В 1938 году с Жировицкой иконой были совершены крестные ходы во многих районах Западной Белоруссии. Все средства, собранные от пожертвований, пошли на необходимые работы.

Следует отметить, что, несмотря на все гонения, которым подвергалась Церковь на протяжении большей части XX века, паломничество не прекращалось у великой святыни Жировичского монастыря. Это продолжается и сегодня.

В чем помогает Жировицкая икона Божией Матери

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к посвященным ей историческим сочинениям. Большинство из них содержит обширные выдержки из монастырских книг, описывающие явленные через нее чудеса. Если оставить в стороне весьма сомнительное упоминание о помощи, оказанной литовцам в столкновении с русскими войсками в 1660 г. под Полонкой, как это описано выше, то в большинстве записей указывается на чудесные исцеления, совершаемые Богородицей по молитвам таким образом.

В их достоверности трудно усомниться, так как каждое чудо в свое время заверили подписями свидетелей. И проводником Благодати Божией была не только сама икона. Но и камень, на котором она была найдена возле сгоревшего храма. В связи с этим существует запись, повествующая о том, как несколько его частиц, принесенных в постель умирающей роженицы, вернули ей жизнь.

Икона Божией Матери. Жировицкая ценность

Так, по традиции, установившейся среди жителей Западной Белоруссии, Жировицкая икона Божией Матери признается целительницей больных. О чем они молятся, кроме обретения здоровья перед этим честным путем? Нет сомнения, что Пречистая Царица Небесная не усомнится в помощи Своей. О чем бы не было просьбы. Главное, что при обращении к Ней из сердца молящегося изгоняется даже тень сомнения во всемогуществе Божием. Безграничным милосердием Пресвятой Богородицы, ходатайствующей за нас перед Своим небесным престолом.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Какие сегодня праздники в России
Добавить комментарий