Какой сегодня православный праздник? Церковные праздники в декабре 2024. Какой церковный праздник 17 декабря 2024 года в православном мире? Православные и католические христиане сегодня 17 декабря празднуют день памяти священномученика Александра Хотовицкого. Священномученик Александр Хотовицкий родился в городе Кременце 11 февраля 1872. Мученически закончил свою жизнь 19 августа 1937 года.
- 10 лунные сутки 2024-12-10 13:23:00
- 11 лунные сутки До следующего дня
- Прославление священномученика Александра Хотовицкого
- Возвращение в Нью-Йорк
- Подвижническая жизнь священномученика Александра
- Прощальное письмо святого Александра
- Обращение к православной пастве
- Постановление отца Александра в связи с изъятием ценностей церкви.
- Судебное разбирательство и конфискация церковного имущества
- Приговоры с лишением свободы
- Заключение
- Вам понравятся статьи:
Прославление священномученика Александра Хотовицкого
Память 4 декабря/17 декабря
Новомученик Российского православия Александр Хотовицкий появился на свет 11 февраля в 1872 году в городишке Кременце, в праведной семье протоиерея Александра, бывшего ректором Волынской духовной семинарии, а позже надолго запомнившегося умах и сердцах православных мирян города. Волынь как добрый пастух. Молодой Александр обрел идеальное христианское воспитание от праведных родителей, которые предоставили ему искреннюю любовь к Православной Церкви и всему народу Божию. Будущий святой Александр получил достойное образование в семинарии Волыни и духовной академии Санкт-Петербурга, которую окончил со степенью магистра в 1895 году.
После окончания Академии святого направили на миссионерское служение в Алеутскую и Северо-Американскую епархию, где был назначен чтецом новообразованного Свято-Николаевского православного храма в Нью-Йорке. После женитьбы на Марии Щербухиной, выпускнице Павловского института в Санкт-Петербурге, священномученик Александр Хотовицкий был рукоположен во диакона, а немного позже, 25 февраля 1896 года, во иерея, на попечение епископа Алеутского Николаем (Зиоровым). Его священномученик Александр потом всегда будет вспоминать с благодарностью и любовью. Рукоположение состоялось в епархиальном соборе Сан-Франциско. В своем обращении к новорукоположенному отцу Александру епископ Николай так объяснил свое избрание нового священника для рукоположенного служения:
«Ваше особое чувство приличия, ваше хорошее воспитание, ваш благородный идеализм и ваше искреннее благочестие тотчас же вызвали у меня благосклонное отношение к вам и побудили выделить вас среди молодых людей, с которыми вы бывало бывали у меня в Петербурге. …Я видел, что в тебе была та особая искра от Бога, которая превращает всякое служение в дело, истинно ради Бога совершаемое, и без которой призвание становится бездушным и мертвым делом… Твой первый опыт проповедничества показал тебе сила такого рода вдохновения: вы видели, как люди собирались вокруг вас и как внимательно они стояли и долго слушали ваши речи… Почему эти люди слушали вас, а не шли слушать других проповедников? Ясно, что искра, горящая внутри вас, притягивает сердца этих людей, как магнит».
Возвращение в Нью-Йорк
Через неделю после своего рукоположения молодой священник вернулся в Нью-Йорк, чтобы принять пастырское служение в приходе, где он ранее служил чтецом. С 1898 до 1907 года священноновомученик Александр Хотовицкий служил пастырем под омофором епископа Тихона. Святитель Тихон, который в трагическом 1917 году должен был быть возведен Божественным Промыслом на Первосвятительскую кафедру Патриарха Московского, высоко ценил искреннее благочестие отца Александра, его дар пастырской любви и многогранную богословскую эрудицию. Спектр его деятельности в США был достаточно широк и весьма плодотворен. Он имел успех в миссионерском служении, прежде всего среди униатов, вновь переселившихся из Галиции и Подкарпатской Руси.
Миссионерская деятельность отца Александра была не лишена многих искушений и скорбей. Архиепископ, впоследствии митрополит Платон (Рождественский) выразил благодарность за труды страстотерпца Александра в Америке в слове, произнесенном за Божественной литургией 26 февраля 1914 года. Прощаясь с отцом Александром, архиепископ сказал: лет, когда мы работали вместе, ты пришел ко мне в комнату и, не говоря ни слова, расстегнул рубашку, обнажив на груди очень большую, синеватую, кровавую ссадину. Та рана от фанатика, который в припадке ярости набросился на тебя с дикой палкой, последовала за собранием русских людей, на котором ты подстрекал своего родного брата к отречению от пагубной связи с Римом… Все мое внутреннее существо, и я был глубоко тронут,
Усилиями отца Александра были основаны православные приходы в Филадельфии, Йонкерсе и Пассаике, а также в некоторых других больших и малых нселенных пунктах Северной Америки. Постоянными прихожанами этих церквей были колыбельные православные. Судьба которых привела в Новый Свет, а также карпатороссы, перешедшие из унии, и бывшие протестанты, обращенные в Православную Церковь.
Важный вклад в свидетельство об истине Православия перед инославным американским обществом внес «Американский православный вестник», выходивший на английском и русском языках под редакцией отца Александра. Статьи редактора регулярно появлялись в этом журнале.
Подвижническая жизнь священномученика Александра
Священномученик Александр Хотовицкий активно участвовал в создании православного епархиального общества взаимопомощи и в разное время был казначеем, первым секретарем и президентом этой организации. Общество представляло материальную помощь австрийским карпаторусам, македонским славянам, русским войскам в Маньчжурии, русским военнопленным в лагерях Японии.
Отец Александр водрузил на себя подвижническое бремя строительства замечательного в архитектурном отношении и величественного Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке на месте небольшого приходского храма. Собор должен был стать украшением города. Он посещал православные общины по всей Америке, собирая средства на строительство собора. В 1901 году он также ездил с этой целью на родину, в Россию. В летописи Свято-Николаевского храма, ставшего в 1903 году епархиальным собором, записано, что «сей собор был устроен и построен в городе Нью-Йорке Северной Америки под надзором и усилиями и трудами самых достопочтенного протоиерея отца Александра Хотовицкого в год от Рождества Христова 1902».
26 февраля в 1906 году православная церковь Америки отмечала десятилетие священного служения протоиерея Александра, одного из самых замечательных ее пастырей. Епископ Тихон приветствовал юбиляра такими словами: «Вспоминая свое рукоположение во священники Божии в эту годовщину, вы, несомненно, невольно размышляете о том, как употребили свои богоданные таланты, и спрашиваете себя, не напрасно ли была ниспослана вам Милость Божия и как далеко вы продвинулись на пути нравственного совершенствования. Судя себя таким образом, вы одновременно и судья, и обвиняемый. Чтобы суд был справедливым, должны быть заслушаны показания сторонних наблюдателей, свидетелей. Теперь они говорят перед вами — слушайте их. Слава Господу! Мы только что услышали их красноречивое и искреннее свидетельство, восхваляющее вас. От себя, как вашего начальника, я могу засвидетельствовать, что вы оказались заслуживающими доверия и оправдали ожидания, на которые возлагались надежды при вашем рукоположении».
Жертвенное, самоотверженное пастырское служение священномученика Александра в Северной Америке завершилось 26 февраля 1914 года, ровно через восемнадцать лет после его рукоположения в сан священника.
Прощальное письмо святого Александра
В своем прощальном письме Священномученик Александр Хотовицкий писал: «Прощай, Американская Православная Русь. Моя дорогая Матушка, Святая Американская Церковь. Я, твой вечно благодарный сын. Преклоняюсь перед тобой до земли. Ты родила меня духовно. Ты меня вскормила, из глубины своей вдохновила меня своей силой. Через блестящее свидетельство ваших основателей. Посредством просвещенного апостольского учения ваших проповедников. Через усердие вашей верной паствы. Вы доставили мне величайшую радость — быть вашим сыном».
С 1914 по 1917 год отец Александр служил священником в Хельсинки, Финляндия, где большинство населения составляли протестанты. Хотя Финляндия тогда входила в состав Российской империи, тамошнему православному духовенству приходилось прилагать большие усилия для защиты православных карелов от прозелитической экспансии финских лютеран. В Финляндских храмах новомученик Александр являлся верным, деятельным и незаменимым помощником своего архипастыря — отца Сергия (Страгородского), будущего Патриарха. В августе 1917 года протоиерея Александра перевели на службу в Москву и назначили помощником настоятеля храма Христа Спасителя. Здесь он снова находился под непосредственным руководством святителя Тихона, с которым уже был тесно связан в Америке.
Страстотерпец Александр участвовал в работе Церковного Собора 1917-1918 гг. Когда Собор обсуждал составление Послания к православной пастве в связи с выборами в Государственный Совет, он заявил, что, поскольку на карту поставлена судьба России, Церковь и Собор в особенности не должны уклоняться от борьбы за спасение нация. Говоря о усилиях Собора по созиданию Церкви, он изложил свои предварительные планы наведения порядка и исцеления во внутренней жизни Церкви и с некоторой горечью констатировал: и так на сооружение здания и в то же время спокойно наблюдали за разрушением врагами по кирпичику этого здания».
В трудные годы Гражданской войны новомученик Александр тесно сотрудничал со святителем Тихоном в управлении Московской епархией. В 1918 году под духовным руководством настоятеля о. Николая Арсеньева и помощника настоятеля о. Александра было создано братство при Храме Христа Спасителя. Первым делом братство выпустило обращение к православной пастве, написать которое помог отец Александр.
Обращение к православной пастве
В Обращении говорилось: «Народ России! Храм Христа Спасителя, украшение Москвы, гордость всей России, яркая радость Православной Церкви, осужден на медленное разрушение. Этот славный памятник великим подвигам русских воинов, отдавших жизнь за Родину и Святую Православную Веру, лишен государственной поддержки… Народ России! Неужели вы отдадите на поругание этот чудесный Спасский храм? Неужели правда, как утверждают гонители Святой Церкви, что русский народ уже не нуждается в святынях — храмах, таинствах, службах, потому что все это устарело и суеверно? Ответь, верный! Все, откликнитесь как один! Восстань и защити свои святыни! Пусть щедрые и благонамеренные пожертвования богатых прибавятся к драгоценным грошам верных бедняков. Москва, ты сердце России! Сохрани свою святыню — свою златоглавую Спасскую церковь!..»
В ответ на этот призыв православные москвичи присоединились к братству Храма Христа Спасителя. И подали милостыню на поддержку величественного храма. Пастырское служение в то время сопровождалось большим горем и опасностью. В мае 1920 г., ноябре 1921 года отца Александра ненадолго арестовывали. Его обвинили в нарушении декретов об отделении православной церкви от государства и школы от церкви путем проведения церковной школы для детей.
В 1922 году Церковь подверглась суровым испытаниям. Тогда под предлогом помощи голодающим были насильственно изъяты государством церковные ценности. В том числе священные сосуды, иконы и другие святыни. Вняв призыву Своего Святейшего Предстоятеля, Православная Церковь сделала щедрые пожертвования в помощь голодающим. Однако, когда святитель Тихон распространил среди паствы по всей России заявление, запрещающее на основании канонического права сотрудничество духовенства в сдаче священных сосудов в нецерковное пользование, в печати началась клеветническая кампания против Церкви, Ее Предстоятель был арестован. По всей России прокатилась волна судебных дел. Тогда служители Господнего алтаря обвинялись в контрреволюционной деятельности.
В это трудное для Церкви время Священномученик Александр Хотовицкий неукоснительно руководствовался наставлениями Святейшего Патриарха к своей пастве, а также следовал его указаниям. В церкви Христа Спасителя организовали сбор средств для помощи голодающим.
Постановление отца Александра в связи с изъятием ценностей церкви.
В то же время были предприняты меры по охране святынь этой церкви. На квартире отца Александра состоялись собрания духовенства и прихожан храма Христа Спасителя для выработки постановления общего приходского собрания о государственном указе.
В проекте постановления, подготовленном отцом Александром, выражался протест в связи с насильственным изъятием церковных ценностей. Общее собрание прихожан было созвано 23 марта 1922 года в Храме Христа Спасителя. Под председательством протоиерея Николая Арсеньева. Отец Александр был уже арестован. На этом заседании был принят окончательный текст резолюции. Она требовала от государства гарантий того, что все пожертвования будут направлены на спасение жизней голодающих. Участники митинга протестуют против ядовитых публикаций в адрес Церкви. А также против оскорблений в адрес священноначалия. Составление этого документа было расценено властями как преступная контрреволюционная деятельность.
После двух судебных дел против Церкви, в Санкт-Петербурге и Москве казнили несколько мучеников и священномучеников. 27 ноября в 1922 году в Москве начался новый весьма заметный суд над духовенством и мирянами. В ходе разбирательства они были обвинены в якобы «покушении на сохранить в своих руках владение церковными ценностями и в результате голодной смерти свергнуть советскую власть».
Под судом по этому делу находились 105 мирян и священнослужителей. Среди самых главных обвиняемых числился протоиерей Сергий Успенский, настоятель второго округа сорока храмов на Пречистенке, протоиерей Николай Арсеньев, благочинный храма Христа Спасителя, протоиерей Александр Хотовицкий, помощник настоятеля этого собора, Илья Громогласов, священник храма Христа Спасителя. , Лев Евгеньевич Анохин, староста этого собора, и протоиерей Симеон Голубев, настоятель Иоанно-Воинского храма.
Наиболее существенная часть представленного суду обвинения касалась деятельности клира и мирян храма Христа Спасителя. В обвинительном заключении говорилось: «Основными организаторами и управляющими этой «преступной деятельности» были иерей Хотовицкий, председатель Совета приходов в этом районе, иерей Арсеньев, настоятель собора, иерей Зотиков, иерей Громогласов, бывший адвокат Каютов, бывший заместитель министра Щепкин, купец Головкин и инженер Анохин.
Судебное разбирательство и конфискация церковного имущества
Когда вышло постановление ВЦИК о конфискации церковных ценностей, они начали свою предварительную деятельность под руководством священника Хотовицкого. Дело находилось в суде две недели. После оглашения подробного обвинительного акта начался допрос подсудимых. Священномученик Александр Хотовицкий оставался хладнокровным и спокойным во время допроса. Он пытался защитить других подсудимых. Вины он не признал. Заявил: «Я считаю не справедливо требовать соответствующее количество металла в обмен на церковные ценности».
После допроса всех подсудимых и свидетелей при судебном заседании 6-го декабря с заключительным словом стороны обвинения выступил впоследствии печально известный зловещий прокурор Вышинский. Который просил суд приговорить всех обвиняемых к смертной казни тринадцать подсудимых. В том числе протоиереев Александра Хотовицкого, Николая Арсеньева, Сергия Успенского, священника Илью Громогласова, игумению Новодевичьего женского монастыря Веру (Побединскую) и Л.Э. Анохина. Вышинский просил приговорить остальных подсудимых к различным срокам лишения свободы.
11 декабря подсудимым предоставили возможность высказать последнее слово в суде. В своих комментариях отец Александр пытался, прежде всего, добиться от суда снисхождения и милости к своему братскому духовенству. «Обращаю ваше внимание на тех, кто был на собрании в моей квартире: одни из них старые, а другие очень молодой и ни в чем не виноватый. Это было совершенно обычное собрание, оно не было контрреволюционным и его ни в коем случае нельзя характеризовать как темный заговор».
С самым пространным заключительным словом выступил профессор и священник Илья Громогласов. Этот подсудимый пытался добиться благосклонности суда, излагая свое прежнее противодействие Святейшему Синоду. Относительно выводов обвинения он заявил, что «ничего не знает о преступной организации, возглавляемой Хотовицким».
13 декабря был оглашен приговор ревтрибунала. Он был мягче кровожадных приговоров, вынесенных на предыдущих процессах в Петрограде и Москве по поводу конфискации церковных ценностей. Каждого из главных обвиняемых — игуменью Веру (Побединская), святого протоиерея Сергия Успенского и священномученика протоиерея Александра Хотовицкого — приговорили к десяти годам лишения свободы с конфискацией личного имущества и лишением гражданских прав на пять лет.
Приговоры с лишением свободы
Остальные были приговорены к меньшим срокам лишения свободы. Прошения о помиловании осужденных к самым длительным срокам заключения. В том числе и протоиерея Александра, были отказаны в президиуме ВЦИК 16 февраля в 1923 году.
После того, как святой Патриарх Тихон возобновил свое управление Церковью и сделал ряд заявлений о лояльном отношении к церкви государственной власти, многие иерархи, духовенство, церковные деятели и миряне, ранее получившие приговоры от судебных органов в связи с конфискацией церковных ценностей, была объявлена амнистия. Отец Александр был среди освобожденных в октябре 1923 года. После освобождения он не был приписан к приходу. Однако служил по приглашению в различных храмах Москвы.
На свободе святой Александр пребывал недолго. Уже 4 сентября в 1924 году начальник 6-го отдела Департамента государственного политического управления Е. Тучков составил список из тринадцати священнослужителей и церковных деятелей Москвы. Он рекомендовал подвергнуть их административной ссылке. Новомученик Александр, внесенный в список, характеризовался в этом документе следующим образом: «Священник и проповедник с последипломным образованием, очень деятельный, ревностный и влиятельный среди тихоновцев. Его мировоззрение антисоветское».
9 сентября в 1924 году Священномученик Александр Хотовицкий был допрошен. «По своим религиозным убеждениям, — говорил он тогда, — я считаю себя тихоновцем. Мои отношения с Патриархом носят скорее интимный, чем чисто административный характер. Но в последнее время я избегаю встреч с Патриархом Тихоном. Так как чувствую, что это может причинить ему неудобство в связи с моей судимостью в связи с конфискацией церковных ценностей. Я никогда не высказывал мнения о восстановлении прежнего правительства. Такая мысль мне никогда не приходила мне в голову».
Заключение
По решению особого совещания администрации Департамента государственного политического управления новомученика Александра сослали в Туруханский район сроком на три года. Его и без того пошатнувшееся здоровье еще больше подорвало пребывание на крайнем севере с суровым климатом. После возвращения из ссылки отца Александр возвели в сан протопресвитера. Он стал ближайшим помощником Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия, хорошо знавшего его со времени службы в храмах Финляндии.
В 1930-е годы Священномученик Александр Хотовицкий нес службу настоятеля храма Ризоположения на улице Донской. Один из мирян этого храма вспоминает: «В 1936 году отец Александр не проповедовал, так как ему, видимо, запретили вести службу. В 1936-1937 годах я несколько раз присутствовал, когда служил отец Александр. Это был высокий седовласый священник с мягкими чертами лица, выглядевший очень умным. Седые, подстриженные волосы, бородка, очень добрые серые глаза, высокий, громкий тенор… восклицания произносил отчетливо и вдохновенно… Внешность его напомнила мне многих священников, ссыльных из западных областей… У отца Александра было много прихожан, которые его очень почитали… Я до сих пор помню добрые глаза отца Александра. Мне казалось, что его взгляд проник в твое сердце и обнял его с любовью.
Осенью 1937 года новомученика Александра вновь арестовали. Имеющиеся в нашем распоряжении документальные свидетельства о нем на этом заканчиваются. Однако большинство устных сообщений свидетельствуют о его мученической смерти. Православная Американская Церковь, на территории которой святой протопресвитер Александр служил священником до 1914 года, почитает его как страстотерпца, жизнь которого как исповедника закончилась страданиями за Христа. Место его захоронения неизвестно.
Память святителя Александра в Русской Церкви также совершается 7 августа. Вместе с протоиереями Алексием Воробьевым, Михаилом Плишевским, Иоанном Воронцом. А также с иереями Димитрием Миловидовым и Петром Токаревым, диаконом Елисеем Шольдером и игуменом Афанасием Егоровым.
Фотогалерею прославления святого Александра 1994 года можно посмотреть здесь.
Вам понравятся статьи:
Священномученик Климент Папа Римский
Церковный праздник 4 ноября, 25 декабря
День памяти Евфросинии Полоцкой
Перенесение в Константинополь из Едессы