Какой сегодня праздник? 27 сентября — праздник Воздвижение Честного Креста Господня, праздник, значение которого можно обнаружить при внимательном рассмотрении чтений, выбранных для дня. Священное писание помогает нам увидеть крест как святость и понять, как Иисус был «возвышен» при распятии.
- 20 лунные сутки До следующего дня
История Воздвижения Честного Креста Господня
Праздник Воздвижение Честного Креста Господня 27 сентября знаменует собой два исторических события. Открытие в 326 году под храмом Венеры в Иерусалиме того, что считалось истинным Крестом, святой Еленой, матерью императора Константина. И посвящение в 335 году базилики и храма, построенных на этом месте.
Однако реального понимания этого праздника нельзя найти в исторических описаниях тех событий. И того, что за ними последовало. Вместо этого нужно обратиться к Писанию и особенно посмотреть на Евангелие от Иоанна. И на то, как оно трактует первое чтение. Которое мы слышим на празднике, историю Моисея и медного змея (Числа 21:4-9).
В этой истории Господь повелевает Моисею поставить на шесте медного огненного змея. Чтобы всякий раз, когда человека ужалит змей, этот человек смотрел на медного змея и оставался жив. В евангельском чтении на празднике (Иоанна 3:13-17) Иисус говорит Никодиму, что он, как Сын Человеческий. И должен быть «вознесен», как и змей, дабы всякий, верующий в него, имел жизнь вечную.
Первое значение греческого слова, переведенного здесь как «возвышать», — термин, который скорее ассоциируется с воскресением, чем с распятием. Однако, связывая его со случаем с бронзовым змеем, Иоанн, по-видимому, имеет в виду как возведение Иисуса на крест. Распятие, так и его возвышение в устрашающем великолепии воскресения.
Матфей, Марк и Лука рассказывают об агонии Иисуса в Гефсиманском саду, когда он просил Отца убрать чашу страданий. А затем о Его муках на кресте — слишком человечном Иисусе. Возможно, даже отдав себя в жертву нового завета на Тайной вечере, Иисус вопреки всему надеялся, что его пощадят.
Это очень похоже на наше собственное послушание, принимая что-то болезненное. И все же надеясь на какое-то чудо. Слова вопля Иисуса на кресте: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?» — взяты из 22-го псалма, псалма плача.
Иисус Христос признан всеми как Господь
Еврейская Библия изобилует молитвами плача, как индивидуальными, так и коллективными. Многие из них заканчиваются выражением уверенности, как и сам Псалом 21. Хотя оплакивание в общих чертах рассматривается как жалоба, библейское слово для жалобы — «ропот», что эквивалентно «высказыванию против». как это делают израильтяне в первом чтении, когда чувствуют себя утомленными в путешествии по пустыне. Плач — это молитва во время скорби; ропот — это искушение, которого мы молимся избегать.
Иоанн отличается от других евангелистов своим нежеланием видеть в распятии унижение. Он опускает мучительную мольбу в Гефсимании и крик опустошения на кресте. Иисус в Евангелии от Иоанна говорит: «Встревожилась душа моя. И что мне сказать – «Отче, спаси меня от этого часа»? Нет, для того я и пришел в этот час» (Иоанна 12:27).
Для Иоанна воплощение было проявлением божественной славы (Иоанн. 1:14), а крест орудием ее завершения. Эта точка зрения — видеть за реальностью страдания его значение как средства возвышения и, таким образом, видеть крест как святость — может быть пастырски полезной. Он вселяет надежду даже в наши жалобные молитвы, надежду, когда кажется, что все потеряно.
Для Павла сущностью Евангелия был Христос распятый: «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Коринфянам 2:2). Во втором чтении этого праздничного дня (Филиппийцам 2:6-11) Павел видит крест как орудие возвышения, посредством которого Бог дает Иисусу имя выше всякого имени.
Теперь Иисус может быть признан всеми как Господь. Однако, в отличие от Иоанна, сам крест есть смирение, а воплощение — добровольное самоопустошение; для Павла ни то, ни другое не являются проявлениями славы сами по себе.
В своем возвышении Иисус является Господом с новой телесной идентичностью, уже не с ее исключительно еврейскими чертами, но с любовью включающей всех и заключенной со всеми. Быть в (воскресшем) Христе — значит начать приобретать новую идентичность, которая также включает всех, даже своих врагов.
Сын Человеческий — посредник между Богом и человеком
«Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, больше нет мужчины и женщины. Ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам 3:28). Это новое творение находится в процессе появления.
Павел сравнивает этот процесс с родовыми муками (Римлянам 8:22). Тем не менее, наша новая идентичность сохраняет наш сокровенный характер, как духовный, так и физический, как и характер Иисуса (см. особенно явления воскресения в главах 20 и 21 Евангелия от Иоанна).
Наши новые «я» «во Христе» живут Божьей жизнью, вечной жизнью. «Я есмь воскресение и жизнь», — говорит Иисус Марфе, сестре Лазаря. Жизнь воскресения, сохраняя идентичность, всегда верно и с любовью нова.
В настоящее время мы уподобляемся пшеничному зерну, которое должно умереть, чтобы быть плодоносным (Иоанна 12:24). Как это происходит в наших воскресших телах, когда «поглощена смерть победою» (1 Коринфянам 15:54), нам еще предстоит узнать; как оно вечно присутствует в жизни Бога, мы не можем понять.
Возвышение в Евангелии от Иоанна, как нам сказано в этот праздник, относится к Иисусу как Сыну Человеческому: «Никто не восходил на небо, кроме сошедшего с небес, Сына Человеческого» (Иоанна 3:13).
Сын Человеческий является посредником между Богом и человеком, лестницей, соединяющей небо и землю (ср. Ин. 1:51. Ссылка на сон Иакова в Вефиле в Бытие 28:12-17). Иисус ходатайствует и утешает нас надеждой. Особенно во времена испытаний и отчаянной нужды. Когда у нас сильное искушение «роптать», говорить против Бога. Как это делали израильтяне в первом чтении.
Заключение
В тех, кто принимает и с верой переносит свои страдания, особенно в тех, кто рискует своей жизнью и становится жертвой в поисках справедливости, возникает та новая идентичность, которая делает их братьями и сестрами Иисуса (см. Марка 3:34).
В крещении христиане заявляют о своей готовности умереть со Христом. Чтобы жить со своей новой, воскресшей идентичностью (Римлянам 6:4). Их двери «заперты от страха» (Иоанна 20:19). Как посредники во Христе, передают молитвой, словом и делом — прощение, примирение и надежду. Которые они испытывают в своих собственных страданиях, и вытекающие из них радость и мир.
Дорогие братья и сестры! Призываем вас посетить Церковь в вашей местности, чтобы праздновать Воздвижение Честного Креста Господня. Спаси Господи!
Вам понравятся статьи:
Православные праздники 14 августа
Великая среда страстной седмицы Великого Поста
Преображение Господне
Третье Обретение Главы Предтечи