Священномученик Ермоген патриарх Московский и всея России чудотворец

Священномученик Ермоген патриарх Московский и всея России чудотворец Праздники

Какой сегодня церковный праздник. Православные церковные праздники в марте 2023 года. Церковный праздник 2 марта 2023 года по православному календарю — Священномученик Ермоген патриарх Московский и всея России чудотворец.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России чудотворец

Родился около 1530 года в Казани, Казанское ханство, скончался 17 февраля 1612 в Москве. Патриарх Московский и всея Руси, чудотворец, мученик и православный святой. Точная дата и место рождения иерарха остаются неизвестными. До 1579 года святого рукоположили в священники и служил в Казани. В 1579 году участвовал в заложении культа Казанской иконы Божией Матери.  Принял бессрочный монашеский постриг В 1587 году. После чего был рукоположен во епископа Казанского и Астраханского. Затем возведен в сан митрополита. В Казанской епархии вел миссионерскую деятельность среди татар и других неславянских народов. Обращал последователей ислама в православие в сотрудничестве с местной светской администрацией.

Вступил в должность Патриарха Московского и всея Руси в 1606 году. После того как от нее был отстранен Игнатий, сотрудничавший с Лжедмитрием I. Его восхождение на высший сан в иерархии Русской Церкви стало возможным благодаря поддержке царя Василия Шуйского. До свержения Шуйского в 1610 г. Ермоген поддерживал его власть своим авторитетом, т.е. осуждая восстание Болотникова и деятельность Лжедмитрия II. После падения Шуйского патриарх призвал к избранию нового царя из числа русских. Согласился с тем, что польский князь Владислав Ваза займет престол только после его перекрещивания. После смерти второго самозванца Ермоген понял, что такой сценарий нереалистичен. А короновать нового царя хочет польский король Сигизмунд III Ваза. Святой призвал русских к вооруженному сопротивлению польской интервенции в Россию.

Борьба за освобождение России от польской интервенции

В грамотах, адресованных отдельным русским городам, он представил борьбу с поляками как единственный путь спасения России. И священную войну истинной веры — православия — с ересью католицизма. После первой массовой мобилизации против собравшихся под Москвой поляков и вспыхнувших в столице беспорядков в конце марта 1611 года Ермоген отказался осудить восставших. Поэтому был заключен в апреле того же года в Чудовский монастырь. Несмотря на давление польской кремлевской команды и поддерживающих их бояр, он не отступил от своих призывов бороться за освобождение России. В августе 1611 года он отправил из тюрьмы последнюю грамоту в этом духе, адресованную митрополиту Казанскому Ефрему и жителям Нижнего Новгорода. Он умер в феврале следующего года, скорее всего, от голода.

Неформальный культ Ермогена возник сразу после его смерти. В 1913 году Русская Православная Церковь официально признала его святым священником-мучеником (священномучеником). Мощи патриарха хранятся в Успенском соборе Московского Кремля.

Патриарх Кирилл у мощей патриарха Ермогена

Молодые годы святого Ермогена

Точная дата рождения будущего патриарха неизвестна. Его местонахождение около 1530 г. связано с польскими отчетами 1610 г. Согласно отчетам Патриарх Ермоген был уже восьмидесятилетним мужчиной. В светской жизни будущего иерарха можно было звать Ермолаем. Также точно не установлены место рождения и происхождение иерарха. Ермоген мог родиться в Казани или на Дону в семье местных казаков. Другие свидетельства признают его потомком Шуйских или Голицыных.  И указывают на его происхождение от людей посадских или из семьи православного священника.

Первым местом пастырской деятельности будущего патриарха стал Спасо-Преображенский монастырь в Казани. Там он служил белым клириком при жизни основателя общины Варсонофиуша. В 1579 году он был приходским священником Казанской церкви св. Николая Тульского. В том же году, по церковному преданию, произошло чудесное явление Казанской иконы Божией Матери, положившее начало ее культу. По благословению епископа Казанского Иеремии священник перенес икону с места ее явления в управляемый им храм. Который расположен в непосредственной близости, а затем в Благовещенский собор в Казани. Возможно, он же был и автором присланного Ивану Грозному рассказа о явлении иконы и сопутствующих ему чудесах.

В 1587 году, после смерти жены, имя которой неизвестно, будущий патриарх принял бессрочный монашеский постриг в Чудовском монастыре, приняв имя Ермоген. В том же году он получил титул игумена. А затем архимандрита и стал настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Казани.

Митрополит Казанский

13 мая 1589 года состоялась его хиротония во епископа Казанского и Астраханского. Он сразу же получил титул митрополита, став первым в истории казанским епископом, носившим этот сан. В качестве митрополита Казанского Ермоген продолжал свою миссионерскую деятельность среди нерусских жителей Поволжья. Служил на территории, недавно присоединенной к России и слабо христианизированной. В своей деятельности он проявлял далеко идущий религиозный фанатизм. Нерусские семьи, принявшие православие, предписывалось переселять в русские слободы, чтобы они оставались в окружении единоверцев.

В случае сопротивления он допускал применение прямого принуждения, телесных наказаний и тюремного заключения. В 1591 году он лично провел несколько дней на Казанском соборе. Читал Священное Писание и проповеди новокрещенным. Возможно, он также был автором сборника обрядов присоединения к православной церкви последователей католицизма, ислама и последователей других религий, датированного 1598 годом.

Святой способствовал популяризации культа святых, связанных с Казанской землей. С согласия патриарха Иова он инициировал ежегодные торжества в память о жертвах осады и взятия Казани Иваном Грозным. Он же привел к признанию святыми трех мужчин, убитых татарами из-за христианской веры. Иоанна, Петра и Стефана (последние двое были татарского происхождения). Ермоген также инициировал строительство ряда новых храмов в своей епархии.

В 1595 году он перенес мощи Варсонофиуша и Гуриаша Казанского. В том же году по приказу патриарха святой отправился в Углич. Для участия в перенесении мощей князя Романа Владимировича, впоследствии причисленного к лику святых. Ермоген принадлежал к консервативному крылу епископата Русской Православной Церкви и был величайшим авторитетом для единомышленников-священнослужителей. В его деятельности его поддерживали семьи Романовых и Голицыных. Строгость митрополита, не гнушавшегося сажать в тюрьму или телесно наказывать противников, была предметом жалоб на него, адресованных в Москву.

Земский Собор и крестный ход

Не исключено, что Казанская митрополия вела издательскую деятельность во время пребывания Ермогена на посту архиерея Ординария. Об этом может свидетельствовать тот факт, что текст службы перед Казанской иконой Божией Матери дважды печатался в местной типографии (действовавшей до 1620 г.).

В 1598 году митрополит Ермоген присутствовал на Земском соборе. На котором новым царем был избран Борис Годунов. Он также принял участие в крестном ходе под предводительством патриарха Иова к Новодевичьему монастырю. Где остановился Годунов, прося его принять избрание. Однако лично он отрицательно относился к Годунову. С 1602 года пользовался титулом митрополита Казанского и Свийского.

В 1605 году, при Лжедмитрии I, митрополит Ермоген был назначен сенатором. Как и другие иерархи Русской Православной Церкви прибыл в Москву для участия в работе сената. Он потребовал перекрещения Марины Мнишек по православному обряду, для чего вынужден был вернуться в Казань. Ермогена должны были лишить сана митрополита и заключить в один из монастырей. Но этого не произошло по причине низложения и смерти Самозванца. Из-за судьбы казанского митрополита никто из других старших клириков не протестовал против бракосочетания Дмитрия и Марины. Их подписи стоят на брачном договоре.

Правление Дмитрия и присутствие у него польских советников были восприняты Ермогеном отрицательно. Как попытка распространения католичества на Руси , которую он считал ересью равносильной преданию себя служению сатане.

Патриарх Московский и всея Руси

Священномученик Ермоген патриарх Московский и всея России
2 Марта христиане почитают память патриарха Ермогена чудотворца

17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит. А через два дня Боярская дума избрала новым царем Василия Шуйского . Митрополит Ермоген на выборах поддержал кандидатуру несовершеннолетнего Михаила Романова. Шуйский был коронован 1 июня того же года. Новый царь привел к отстранению от должности патриарха Игнатия , которого когда-то поддерживали поляки и сторонники униатства. Собор епископов, объявивший об отстранении Игнатия, также избрал его преемником митрополита Ермогена, также при поддержке царя. Шуйский изначально намеревался поддержать кандидатуру ростовского митрополита Филарета (Романова). Однако, передумал из-за прежней поддержки Лже, из-за своих связей с Шереметевыми. Или под влиянием самочинных беспорядков, в организации которых он подозревал Романовых.

Патриарх Иов, когда-то смещенный Лживым, был еще жив. Но не мог вернуться на свой пост из-за своего возраста и здоровья. Вместо этого он поддержал выбор Ермогена. Интронизация нового патриарха состоялась 3 июля 1606 г. в Успенском соборе Московского Кремля. По тому же чину, который применялся при интронизации патриарха Иова. И предусматривал, среди прочего, повторение обряда архиерейского хиротония. По преданию, царь подарил святителю панагию и белый клобук. Митрополит Изидор, старейший в хиротонии, преподнес ему крест от митрополита Киевского Петра. А после интронизации новый патриарх объехал стены Кремля на осле.

Патриарх осудил восстание Болотникова сразу же после его начала. В своих грамотах он уверял, что Василий Шуйский — законный царь, царевич Дмитрий мертв. А участники восстания — еретики, слуги дьявола и отступники от Православия. Желая окончательно положить конец слухам о чудесном спасении Дмитрия, Ермоген приказал торжественно перенести его останки в Санкт-Петербург. 22 декабря 1606 года патриарх обратился с похвальным приветствием к митрополиту Казанскому Ефрему. Поблагодарил его за участие в подавлении восстания в Свиязске.

При Василии Шуйском

20 февраля 1607 года Ермоген вместе с бывшим патриархом Иовом, жившим с 1605 года в монастыре в Старице, совершил Святую литургию в соборе Успения Богородицы, после чего все собравшиеся торжественно просили прощения. за предательство законных царей ради Самозванца. После молитв оба патриарха призвали царя подавить восстание Болотникова, что и произошло на самом деле. В апреле 1607 г. Ермоген официально предал Болотникова и повстанцев церковной анафеме. В октябре 1607 г., когда после взятия Тулы царь разогнал свои войска, Ермоген резко раскритиковал его решение. Однако в большинстве вопросов он был бескомпромиссным сторонником Шуйского, и именно его деятельности царь во многом обязан своей популярностью в Москве.

Патриарх Гермоген и царь Василий Шуйский

Священномученик Ермоген патриарх Московский и всея России. Государство Шуйского постепенно погружалось во внутренний хаос, несмотря на усилия царя противодействовать этой тенденции. 11 мая 1608 года царская армия под командованием князя Дмитрия Ивановича Шуйского потерпела тяжёлое поражение под Болохувом в столкновении с армией Лжедмитрия II. Заключенное после нее четырехлетнее перемирие с Речью Посполитой не принесло России никакой пользы, так как не положило конец деятельности Лжедмитрия II, поставившего Москву под блокаду. Часть бояр, доселе верных ему, выступила против царя. Патриарх Ермоген сохранил эту верность. Он однозначно высказался против нового самозванца. Он также боролся против оппозиции Шуйскому в рядах духовенства. 17 февраля 1609 года князь Василий Голицын, возглавляя антицарскую демонстрацию, ворвался в Московскую крепость, похитил патриарха и попытался склонить его к переходу в оппозицию. Подобные восстания меньшей интенсивности повторялись несколько раз. Патриарх последовательно пытался успокоить настроение. Он призвал бороться с голодом, открывая продовольственные склады и снижая цены на хлеб.

Заговор против Василия Шуйского

После поражения русских в Клушинской битве московские бояре составили новый заговор против Василия Шуйского. 17 июля 1610 года братья Ляпуна и князь Василий Голицын созвали Думу, чтобы заставить царя уйти в отставку. На Красной площади был организован митинг горожан. В нем принимал участие и патриарх. Заговорщики уговорили собравшихся умолять Василия Шуйского отказаться от власти. Лишь патриарх воспротивился свержению его с престола, но его не послушались. Изначально планировалось отдать Нижегородское княжество свергнутому правителю.Однако через несколько дней под влиянием Прокопа Ляпунова было решено отправить царя с женой в монастыри. Ермоген до конца защищал Шуйского в Боярской думе, угрожая смертной казнью всем тем, кто будет способствовать свержению законного царя.

Перед лицом польской интервенции

Из-за своего отношения к свержению Василия IV Ермоген был помещен под домашний арест в патриаршей резиденции, а бояре-организаторы заговора рассматривали вопрос о возвращении на патриарший престол сосланного в 1606 году Игнатия. Часть церковной иерархии поддержала эти намерения. Заключенный Ермоген намеревался предать новое правление семи бояр («семибоярщину») церковной анафеме. Однако он этого не сделал, опасаясь за свою жизнь. Вместо этого он велел молиться в церквах за нового царя-русского по происхождению.

Когда Боярская дума согласилась на царскую коронацию польского князя Владислава, Ермоген потребовал его перекрещения по православному обряду. По другим данным, патриарх изначально не поддерживал возложение царского престола на Владислава. С самого начала призывал к избранию Василия Голицына или Михаила Романова. И только после решения Думы стал излагать условия под которой Владислав мог стать правителем Руси. По другим данным, некоторое время патриарх искренне считал, что польский князь, если он примет православие, сможет предотвратить распад России и поддержал его восшествие на престол. Ермоген не поддерживал намерений допустить польскую армию в Кремль. Но и не смог эффективно противодействовать этому.

Польский гетман Станислав Жолкевский

8 октября 1610 г. в Кремль вошел польский гетман Станислав Жолкевский. Одобренный Боярской думой и духовенством кремлевских храмов во главе с патриархом Ермогеном. Первоначально патриарх публично выразил признательность Сигизмунду III Вазе. И поддерживал возможность вступления на московский престол своего сына Владислава. Но на самом деле предъявлял к ним требования, которые невозможно было удовлетворить. Сознательно работал над разрушением договоров, заключенных между боярством и Речи Посполитой.

Ермоген считал Владислава язычником, если только он не был перекрещен (о чем писал ему в личном письме). Патриарх также призвал духовенство во что бы то ни стало отстаивать 10 условий соглашения, подписанного на Девственном поле 17 августа. В частности третье условие, которое предусматривало смертную казнь и конфискацию имущества для переходивших из православия в католичество. Ермоген также потребовал, чтобы все польско-литовские войска покинули Россию. И чтобы Сигизмунд III ушел из Смоленска. Однако поначалу его отношения с польским персоналом Кремля были хорошими.

После отъезда Жолкевского из Кремля (30 октября 1610 г.) Ермоген стал заниматься призывом общества к ополчению против поляков. Он выступал против присяги на верность Сигизмунду III. Упорствовал он и в этом вопросе под давлением пропольских бояр Федора Мстиславского и Михаила Салтыкова. Патриарх распространил в Москве информацию, полученную через Голицына. О том, что Сигизмунд III Ваза сам желает занять русский престол. И не согласен на обращение своего сына.

Организатор сопротивления полякам

После смерти Лжедмитрия II Ермоген открыто призвал к восстанию против польской интервенции в России. До сих пор он воздерживался от этого решения. Не желая, чтобы борьба с поляками способствовала укреплению позиций Грамоты от 25 декабря 1610 г. Считаются первыми письмами с призывами к сопротивлению, которые он написал, последующие патриарх отправил в первых числах января 1611 г. в Суздаль и в Нижний Новгород. Он также написал, жителям Костромы, Галича и Мурома.

В январе 1611 г. т. н. «Грамота Смоленская», которая распространялась в Москве как листовка, написанная русскими, находившимися под Смоленском в военном лагере Сигизмунда III (поляки поняли обман и в отместку разграбили патриаршую резиденцию. А 16 января поместили патриарха под стражей. Сочинения Ермогена, распространявшиеся по всей стране. Мобилизовали население на борьбу в защиту Православной Церкви и Святой Руси. И призывали русских без страха смерти бороться с «еретиками», защищая единство Русинских земель.

В отсутствие царя высшей властью в государстве становился патриарх неимоверно возросла социальная роль Русской православной церкви. Ермоген снискал себе славу посланника Божия, которому православные были обязаны безоговорочным послушанием. Воспользовавшись этим положением, патриарх попытался объединить партизан и поссорившихся бояр, но без особого успеха. В качестве кандидата в будущие цари он поддерживал А. Голицына, не переставая подчеркивать, что Василий Шуйский был незаконно лишен власти.

Ермоген также поддержал своим авторитетом сочинения Прокопа Ляпунова. Одного из организаторов свержения Шуйского, призывавшего теперь к борьбе с поляками. В январе 1611 г. патриарх однозначно осудил претензии на престол, выдвинутые Мариной Мнишек от имени ее сына. Которого она родила атаману Ивану Зарудскому. В то время Ермоген полностью отвергал возможность вступления на русский престол польского князя. Даже если он примет православие. Он постоянно переписывался с воеводами, боярами и военачальниками. Призывал к немедленным военным действиям для спасения умирающей Руси.

Народное движение с Дмитрием Пожарским

В начале марта 1611 г. первая массовая мобилизация, организованная Дмитрием Пожарским, стала подходить к Москве, ожидая приступом начала антипольского восстания ее жителей. Лидеры народной мобилизации подчеркивали, что считают патриарха своим вождем и высшей инстанцией. Ермоген считал свою роль временной; после победы народного ополчения он намеревался отказаться от политического влияния, став лишь духовным лидером. Ввиду сосредоточения ополчения под Москвой Михаил Салтыков, сотрудничая с командующим польскими войсками в Москве Александром Корвином Госевским, он потребовал, чтобы патриарх предал народное движение церковной анафеме. После резкого обмена мнениями Ермоген отклонил это требование.

Между тем, сам Госевский подумывал о привлечении иерарха к суду по обвинению в подстрекательстве к мятежу своими воззваниями. Против этого выступили некоторые бояре, считавшие, что польские сотрудники Кремля дискредитируют себя, судя патриарха, которого православные русские уже стали считать пророком, мучеником и апостолом священной войны. Под влиянием нарастающего напряжения в Москве, частых вспышек беспорядков и нападений на польских солдат Госевский при поддержке части бояр решил поместить Ермогена под домашний арест.

Бояре, поддерживавшие поляков, обвиняли его в возбуждении фанатизма и разжигании ненависти, предательстве России и действиях против Божьих планов. Ермоген не отрекся от своих прежних взглядов и даже в тюрьме грозил божьей карой за возведение в Москве католической часовни. 17 марта 1611 года, на Вербное воскресенье Александр Госевский разрешил патриарху совершить Святую литургию и, по традиции, объехать город на осле. Во время этой церемонии, на которую собралась большая часть жителей Москвы, вспыхнули беспорядки — на поляков внезапно напали.

Священномученик Ермоген патриарх Московский и всея России. Ожесточенная борьба

Несколько дней продолжались беспорядки и уличные бои. Одной из причин начала боев стал слух о том, что Салтыков по сговору с поляками намеревался убить Ермогена, а затем массово убить участников праздничной литургии. Обеспокоенный положением в городе и тем, что части народного ополчения все еще подходили к окрестностям Москвы, Госевский отдал приказ сжечь несколько кварталов города. Три умышленно устроенных пожара в последние дни марта и 1 апреля уничтожили 70% деревянных домов Москвы. Верные полякам представители бояр обратились к участникам восстания с призывом сдаться,

Госевский пообещал сохранить жизнь тем, кто возобновит присягу на верность князю Владиславу. Однако не все откликнулись на призыв; некоторые из организаторов спрятали оружие, готовясь к новой схватке с поляками. Патриарх не высказывался публично по этому поводу, но неофициально было известно, что он полностью поддержал московское восстание. Как пишет Андрусевич, патриарх, прозванный «вторым Златоустом», принадлежал к тем русинским героям, которые — как он представлен в многолетниках и летописях — выполняли провиденциальную миссию. В нем была сила, сделавшая его одним из тех людей, которые потрясли Россию.

Патриарх Ермоген отказывается подписать Грамоту поляков, картина Павла Чистякова

Патриарх Гермоген отказывается подписать Грамоту поляков
Находясь в заключении священномученик Ермоген отказался подписать Грамоту польскую

Показан момент, когда заключенный иерарх отказался письменно осудить народное восстание против поляков. Ермоген, несмотря на давление бояр во главе с Салтыковым, не переставал писать воззвания в города. В которых призывал к организации вооруженных войск и походу на Москву. Затем они были скопированы и широко распространены. Даже когда ему угрожали смертью, он отказался призвать верующих быть верными Владиславу и распустить ополчение.

Ермоген и его сторонники, освобожденные от присяги на верность Владиславу, призвали на борьбу с поляками, утверждая, что изменникам веры и родины и тем, кто воздержится от участия в восстании («священная война») или воюет по небрежности, грозит вечное проклятие. В беседах с боярами он утверждал, что в видениях видел разрушенные храмы Москвы, кровь и огонь, наконец объявил, что боится только Бога и готов умереть за правду. По этой причине в апреле 1611 года, во время беспорядков, с был заточен в склепы Чудовского монастыря под охраной 30 стрелков. Его формально лишили сана патриарха, восстановив в должности Игнатия.

Ермоген не прекращал своих усилий по окончательному изгнанию поляков из России. В первой половине августа 1611 года он успел написать и переправить из острога письмо к жителям Нижнего Новгорода. В котором призывал к верности православию и дальнейшей борьбе. Это письмо, адресованное дворянству, воеводам, духовенству и всем людям доброй воли, также напоминало о том, что Русская православная церковь прокляла сына Марины Мнишек. Он также просил жителей города обращаться к митрополитам Казанскому и Рязанскому, ни в коем случае не благословлять его новым царем. Митрополиту Казанскому Ефрему он просил предписать полкам простого ополчения не предаваться пьянству и грабежу, действуя в духе братства и сохраняя «духовную чистоту».

Смерть

Священномученик Ермоген преставился 17 февраля в 1612 году в тюрьме,  Его похоронили в Чудовском монастыре. Точная причина его смерти точно не установлена. Его русские современники утверждали, что он умер от голода или отравления боярами. По некоторым данным, поляки и бояре начали морить узника голодом, когда он последовательно отказывался осуждать второй рекрут.

Андрусевич отрицает, что польский экипаж Кремля умышленно лишил Ермогена пищи утверждая, что патриарх, вскормленный хлебом и водой, иногда демонстративно отказывался даже от этих приемов пищи, что стало основанием для легенды о его голодной смерти. Версия о мученической смерти от голода поддерживается современными житиями святителя и рядом историков.

Дорогие братья и сестры! Теперь вы знаете кто такой Священномученик Ермоген патриарх Московский и всея России. Если статья понравилась, ставьте лайки и пишите комментарии.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Какие сегодня праздники в России
Добавить комментарий