Святые православной церкви, дни памяти святых в православии

Святые православной церкви, дни памяти святых в православии Праздники

Какой сегодня церковный праздник? Церковные праздники в декабре 2022. Каждый христианин должен помнить, что святые православной церкви помогают обрести праведность. Они ведут нас жизни святости через общение со святым Духом.

Сегодня 27 Апреля 2024 суббота. Сегодня будет фаза луны Убывающая луна и считается что сегодня 19 лунный день. Восход луны будет в 00:00, а заход луны в 05:39. Луна сегодня будет в знаке зодиака Стрелец. По проверенным данным сегодня намечаются магнитные бури  в диапазоне от 2 до 4 баллов
Сегодня для огородников и садоводов благоприятный день ±+±±
Сегодня день не благоприятный для совершении рабочих сделок, не благоприятный для церемонии свадьбы, не благоприятный для финансовых операций, благоприятный для проведения маникюра, для причесок 
Лунный календарь на сегодня
27 Апреля 2024
Суббота
Убывающая луна
19 лунный день
Восход луны 00:00
Закат луны 05:39
Видимость луны 80% на 12:00
  • 19 лунные сутки До следующего дня
Убывающая луна
В знаке: Стрелец
3 - 4
 

 Святые Православной Церкви. Дни памяти святых в православии

Бог и святость

В начале нужно сказать, что единственный истинный «святой» или святой ( Агиос ) — это Сам Бог. В Библии говорится: «Ибо Я Господь, Бог ваш; называйте себя святыми и храните себя святыми. Потому что Я свят…» (Левит. 11:44; 19:2 и 20:7). Человек становится святым и «освященным» причастностью к святости Божией.

Святость – это дар (харизма), данный Богом человеку через Святого Духа. Стремление человека стать участником жизни божественной святости необходимо. Но само освящение есть дело Святой Троицы. Особенно через освящающую силу Иисуса Христа, воплотившегося, претерпевшего распятие и воскресшего из мертвых. Чтобы вести нас к жизни святости через общение со Святым Духом. Во Втором Послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит: «Мы обязаны всегда благодарить Бога за вас, братья возлюбленные Господом, что от начала времен Бог избрал вас. Чтобы найти спасение в Духе, который вас освящает (en agiasmo Pneumatos). И в истине, в которую ты веришь. Для того Он и призвал вас через принесенное нами Евангелие. Чтобы вы наследовали себе великолепие Господа нашего Иисуса Христа» (2:13–14).

Категории святых

Через действие Святой Троицы все христиане могли быть названы святыми. Особенно в ранней Церкви, поскольку они были крещены во имя Святой Троицы. Они получали Печать Духа в миропомазании и часто участвовали в Евхаристии. В том же духе св. Павел, обращаясь к церквям, которые он посетил, называет всех верных «святыми». В послании к Ефесянам он обращается к «святым, живущим в Ефесе» (1:1). В послании к Коринфянам он употребляет те же выражения (2 Кор. 1:11). Св. Василий Великий, комментируя этот пункт, пишет следующее. Павел имеет в виду всех тех, кто соединен с Богом, Который есть Существо, Жизнь и Истина ( Против Евномия, II, 19). Более того, св. Павел пишет Колоссянам, что Бог примирил людей смертью Христа. «Чтобы представить вас пред Собою святыми, непорочными и непорочными в очах Его» (1:22).

Однако в нашем обществе к кому можно обращаться как к святому? Кто те мужчины, женщины и дети, которых сегодня Церковь может назвать святыми?

Многие православные богословы делят святых на шесть категорий:

  1. Апостолы, которые первыми распространили весть о Воплощении Слова Божия и о спасении через Христа.
  2. Пророки, потому что они предсказывали и пророчествовали о пришествии Мессии.
  3. Мучеников, за то, что они пожертвовали своей жизнью и бесстрашно исповедовали Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя человечества.
  4. Отцы и иерархи Церкви, преуспевшие в разъяснении и защите словом и делом христианской веры.
  5. Монахи, жившие в пустыне и посвятившие себя духовному упражнению (аскезе), достигая, насколько возможно, совершенства во Христе.
  6. Праведники, те, кто жил в мире, ведя образцовую жизнь духовенства или мирян со своими семьями, становились образцами для подражания в обществе.

Каждый из всех этих святых имеет свое призвание и особенности. Все они подвизались «добрым подвигом за веру» (1 Тим. 6:12 и 2 Тим. 4:7). Все они применяли в своей жизни библейские добродетели «справедливости, благочестия, верности, любви, мужества и кротости» (1 Тим. 6:11).

Концепция обожения

Святые православной церкви. Конечная цель святого — подражать Богу и жить жизнью обожения. Св. Максим Исповедник (VII в.) пишет, что святые — это люди, достигшие обожения. Они избегали неестественного развития души, то есть греха. И старались жить естественной жизнью (т. е. жить по тварной природе), обращаясь и взирая всегда на Бога. Достигали таким образом полного единства с Богом через Святого Духа. (« О богословии» , 7.73).

Здесь можно сказать, что святые — это прежде всего «друзья» Бога. Во-вторых, своим неподдельным благочестием и абсолютным послушанием Богу они угодили Ему и поэтому были «освящены» и душой, и телом. А впоследствии и прославлены в этом мире. В-третьих, они были приняты в лоно Божие после перехода из мира в жизнь вечную. В-четвертых, многим из них была дана особая «милость» или «милость» совершать чудеса либо до их ухода из этого мира, либо после. В-пятых, им дан особый дар молиться и ходатайствовать за тех, кто все еще живет в этом мире. И ведет «добрый подвиг» во славу Божию и свое собственное совершенство во Христе. Это заступничество проистекает из того факта, что они также являются частью «Сообщества святых».

Покров святых

Икона Святителя Григория Богослова

Тот факт, что христиане просят молитв святых и их заступничества, преобразуется в Новом Завете Св. Павел просит христиан-ефесян, фессалоникийцев, колоссян и римлян молиться за него (Еф. 6:19, 1 Фес. 5:25; Кол. 4:3 и Рим. 15:30-31). На каждой Литургии мы просим Бога Отца принять от нашего имени «молитвы и заступничество» всех Святых, живущих ныне на небе. Отцы Церкви также принимают как должное молитвы и заступничество всех святых.

В одном из своих писем святитель Василий прямо пишет, что принимает заступничество апостолов, пророков и мучеников и ищет их молитв к Богу (Письмо 360). Далее, говоря о сорока святых мучениках, претерпевших мученическую смерть за Христа, он подчеркивает, что «они общие друзья рода человеческого, сильные посланники и соучастники в усердных молитвах» (гл. 8). Святитель Григорий Нисский просит святого мученика Феодора «усердно молиться Общему Царю нашему, Богу нашему, о стране и народе» (Похвальная грамота мученику Феодору ). Этим же языком пользуется св. Григорий Богослов в своем панегирике св. Киприану. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что мы должны искать заступничества и усердных молитв святых, потому что они имеют особое «дерзновение» (parresia) пред Богом. (Быт. 44:2 и Похвалы Юлиану, Ювентину и Максимину, 3).

Почитание святых

Святые православной церкви. В Православной Церкви поклонение (латрея), воздаваемое Богу, совершенно отличается от почитания любви (агапе) и уважения или даже почитания (проскинезис), «воздаваемого всем наделенным каким-либо достоинством» (свт. Иоанн Златоуст, Hom. III , 40). Православные чтят святых, чтобы выразить свою любовь и благодарность Богу, «совершившему» святых. Как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, «Бог есть учитель пророков, сопутник апостолам, сила мучеников, вдохновение отцов и учителей, совершенство всех святых…» (Катехизация, I).

Праздничные дни и торжества в честь святых стали обычным явлением к четвертому веку. Двадцатый канон Гангрского Собора в Малой Азии (между 325 и 381 годами) предает анафеме тех, кто отвергает праздники святых. Так велико было почитание апостолов, пророков и мучеников в Церкви, что появилось много писаний, описывающих их духовные достижения, любовь и преданность Богу. На протяжении раннего христианства христиане обычно встречались в местах, где умирали мученики, строить храмы в их честь, чтить их мощи и память и представлять их пример для подражания другим. Интересная информация по этому поводу содержится в мученической кончине св. Поликарпа. (гл. 17-18).

Память святых

Согласно которым ранние христиане благоговейно собирали останки святых и чтили их «более драгоценных камней». Они также встретились в день своей смерти, чтобы отметить «их новый день рождения, день, когда они вступили в свою новую жизнь на небесах». До сих пор у православных сохранился богослужебный обычай собираться в день кончины святителя, строить храмы в честь их имени и с особым почтением относиться к их мощам и иконам. Седьмой Вселенский Собор (787 г. н. э.), резюмируя эту практику Церкви, заявляет, что «мы почитаем и уважаем Бога, Господа нашего, и тех, которые были истинными служителями нашего общего Господа, мы чтим и почитаем, потому что они имеют силу совершать мы друзья Бога, Царя всего».

Наряду с Мученичеством св. Поликарпа сведения о почитании святых восходят к Мученичеству мучеников Сциллии, небольшого городка в Северной Африке (конец II в.). Список источников включает «Житие святого Антония» св. Афанасия; Проповедь св. Василия в честь «Сорока мучеников». Проповедь Григория Нисского в честь святого Феодора. Святитель Иоанн Златоуст также произнес немало проповедей, посвященных мученикам Церкви.

Святые православной церкви. Мощи святого Лазаря на Кипре
Мощи Лазаря Четверодневного на Кипре

Святые православной церкви и вообще все ранние христиане особенно чтили мощи мучеников. В дополнение к уже упомянутым источникам Евсевий Кесарийский, церковный историк, говорит, что «пострадавшие во славу Христову всегда имеют общение с Богом живым» (Церковная история, 5:1). В Апостольских постановлениях (5:1) мученики названы «братьями Господними» и «сосудами Святого Духа». Это помогает объяснить особое почитание и уважение, которое Церковь оказывала мощам мучеников. Св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Кирилл Иерусалимский и св. Иоанн Златоуст напоминают, что мощи мучеников «исполнены духовной благодати», что даже их гробницы исполнены особого «благословения». Эта святоотеческая практика продолжается и сегодня. И люди со всего мира посещают храмы, в которых хранятся мощи мучеников и святых. Также по древней традиции освящение новых храмов происходит с возложением святых мощей на Престол алтаря.

Почитание икон святых

В прошлом происходили большие споры по поводу особого почитания икон Христа, а также икон святых Церкви. Иконоборческие споры, начавшиеся в Византии в VII веке, потрясли всю церковь. Отцы Церкви, однако, совершенно ясно заявили, что честь принадлежит «первообразу», а не материальному образу Христа или святых. Деяния Четвертого заседания Седьмого Вселенского Собора в Никее (787 г. н.э.) освещают этот конкретный момент.

«Принимаем слово Господа и Апостолов его, чрез кои научены мы чтить и возвеличивать в первую очередь Того, кто собственно и истинно Богородицу и превознесенную выше всех Небесных Сил. Также святых и Ангельских Сил, блаженных и всехвальных Апостолов. Славных пророков и победоносных мучеников, подвизавшихся за Христа. Святых и богобоязненных Учителей, и всех святых мужей, испросить их заступничества. Чтобы сделать нас дома у всецарственного Бога всего, пока мы соблюдаем его заповеди и стремимся жить добродетельно образ Честного и Животворящего Креста и святых мощей святых. И получаем святые и чтимые образы. Мы их принимаем и обнимаем, по древним преданиям Святой Соборной Церкви Божией. То есть наших святых Отцов, которые и приняли сие и утвердили во всех святых Божиих Церквах. И во всяком месте Его владения.

Эти честные и чтимые образы, как сказано, мы чтим, принимаем и благоговейно почитаем: образ воплощения великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И образ непорочной Владычицы нашей, всесвятой Богородицы. От Которой благоволил воплотиться и спасти и избавить нас от всякого нечестивого идолопоклонства. Также образы святых и бестелесных Ангелов, явившихся праведникам в виде человеков. Равным образом и мы почитаем фигуры и изображения божественных и всехвальных Апостолов, богоязычных пророков, страждущих мучеников и святых мужей. Чтобы через их изображения мы могли возвращаться в памяти и воспоминании к первообразу и участвовать в их святости». Никейские и постникейские отцы , т. 14, с. 541).

Праздники святых

Икона Богородицы

Казанская икона Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы Казанская

Ранние христиане встречались в день именин святого, который на практике обычно был днем ​​его смерти. Собрания эти происходили либо у гроба святого, либо в храмах, хранивших и хранивших его святые мощи, либо в храмах, имеющих большое историческое и богословское значение. Такое собрание, называемое празднеством или праздником, увековечивает память святого. Верующие участвуют в этих пиршествах, чтобы выслушать хвалебную речь, восхваляющую подвиги или мученичество почитаемого святого, и вообще извлекать духовную пользу. Интересно описание панегриса св. Феклы Селевкийской в ​​Малой Азии (середина пятого века) и св. Димитрия в Фессалониках, Греция (двенадцатый век). Отцы Церкви и церковные каноники приняли этот тип собраний, который имеет место до сих пор, но они настоятельно предостерегают от «коммерциализации таких праздников» (Сперос Врионис-младший, «Панегирис византийскому святому», Византийский Святой , 1981).

Православная Церковь отводит особое место почитанию и почитанию Девы Марии Богородицы, Ангелов и св. Иоанна Крестителя. Относительно Девы Марии как Богородицы достаточно сказать, что Третий Вселенский Собор в Ефесе (431 г. н.э.) официально принял в ее честь термин Богородица. Есть период поста (первые 14 дней августа) и многочисленные праздники и гимны, посвященные ей. Ее изображение традиционно рисуется над Святилищем и называется «просторнее небес» ( Платитера ). Дева Мария, будучи Матерью Божией, усердно ходатайствует за нас, ибо Она отдала свою плоть Христу во всяком смирении и послушании, чтобы Слово Божие могло стать человеком.

Святые православной церкви. Пророк Иоанн Креститель

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя
Усекновение главы святого Иоанна Предтечи

Православные считают ангелов бестелесными существами, созданными Богом до фактического творения. Они бессмертны не по природе, а по благодати Божией и называются «вторыми светами», причем первый свет есть Сам Бог. Природа их изначально была изменчива, но после Воплощения Христа ангелы считались спасенными и, следовательно, неизменными. Отцы считали, что у каждого верующего есть свой «ангел-хранитель». Ангелы молятся о нас, поют и непрестанно славят Святую Троицу. Они также служат примером, которому люди должны следовать.

Св. Иоанн Креститель, икона которого находится на иконостасах всех православных храмов, был пророком, крестившим Христа и подготовившим Его пришествие на землю. Однако он претерпел мученическую смерть за свою святость и послушание воле Божией. Церковь имеет пять праздников в честь святого Иоанна Крестителя.

Канонизация святых

Православная церковь не придерживается какой-либо официальной процедуры «признания» святых. Первоначально Церковь признавала святыми тех, кто претерпел мученическую смерть за Христа. Святые есть святые по благодати Божией и не нуждаются в официальном церковном признании. Христианский народ, читая их жития и наблюдая их чудеса, принимает и чтит их как святых. Святитель Иоанн Златоуст, гонимый и сосланный гражданскими и церковными властями, народным признанием был признан святым Церкви. Святитель Василий Великий был принят народом сразу после смерти в лике церковных святителей. В последнее время, во избежание злоупотреблений, Вселенский Патриархат издал специальные энциклические письма, в которых Священный Синод «признает» или принимает народные чувства о святом. Таким примером в наши дни является преподобный Никодим Святогорец (1955).

С раннехристианского периода сохранилось много трогательных описаний жизни и мученичества и чудес святых. Их называли (и называют до сих пор) синаксариями (от греческого слова синаксис, означающего собрание в церкви для литургических целей, где читались жития святых). Св. Никодим Святогорец составил синаксарии святых в восемнадцатом веке; и, совсем недавно, о. Джордж Поулос и доктор Константин Каварнос написали жития святых на английском языке.

Вам понравятся статьи:

Житие Андрея Критского
Церковные праздники 18 августа
Третье обретение Главы Предтечи

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Какие сегодня праздники в России
Добавить комментарий