Предлагаем вам новую информацию — Житие Андрея критского. Православные христиане в первой седмице Великого Поста читают Канон Андрея, епископа Критского.
Житие Андрея критского
Святой Андрей Критский бесспорно оставил глубокий след в православной традиции как великий святой, богослов и замечательный гимнограф. В младенчестве его звали Эндрю. Родился примерно в 660 году в сирийском городе Дамаске. До семи лет был немым, речь восстановилась после причащения в храме Господнем.
Святой Андрей начал служить церкви, когда ему исполнилось 14 лет в лавре Саввы Освященного возле Иерусалима. Его покорность, терпение и служба Господу Богу заметили высшие чины. Он получил сан архидиакона в имперской столице Константинополя. В результате активной службы в соборе его назначили архидиаконом Церкви Святой Софии.
Он пришел из Палестины. В юности он отрекся от мира и ушел в Лавру святого Саввы. Затем он оказался в Константинополе, где занимал должность орфанотрофа (руководитель сиротского приюта), то есть администратора детских домов.
На этом посту он был известен своими делами милосердия и милосердия. Поэтому около 712 года он стал епископом Крита. Его Житие сообщает, что именно благодаря его молитвам остров Крит был спасен от арабского нашествия. Святитель отошел ко Господу около 740 года. Память святого Андрея Критского празднуется 4/17 июля.
Его перу принадлежит ряд проповедей на праздники Господни и Богородицы и в других случаях. Для своего времени он был выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он получил как гимнограф — автор стихир и канонов.
Вопреки мнению некоторых, он не первый начал писать полные каноны (были и более ранние каноны VI-VII веков, дошедшие до нас в грузинском переводе в сборнике Иадгари), однако он первый известный автор полных канонов, дошедших до нас на греческом языке.
Свою гимнографическую деятельность он начал с трехпесенных канонов, которые сочинил на каждый день Страстной недели, кроме субботы. Раньше они пелись на утрени с понедельника по пятницу, затем к ним присоединились творения св. Космы Майумы.
Великие каноны Андрея Критского
Затем творения св. Космы оттеснили трехпесенные каноны св. Андрея к повечерию. Святитель Андрей написал полные каноны, которые до сих пор используются в богослужении: Великий канон, на Лазареву субботу, на Неделю жен-мироносиц, на Середину Пятидесятницы и на Рождество Богородицы.
Им написаны и ныне неиспользуемые каноны: на Вербное воскресенье, на Пасху, на Богоявление, на Сретение Господне, на Крестовоздвижение, на мученика Трофима (память 23 июля/5 августа), на мучеников Маккавейских (память 1 августа). Особенностью всех упомянутых канонов является наличие второй песни,
Святой Андрей имел характерный особый стилистический почерк, особую систему образов, часто уходящую в раннехристианские палестинские архаизмы. Например, изображение Христова в виде чаши (Великий канон, песнь 4). Его стиль лаконичен, строг и дидактичен, а его простой язык сразу узнаваем.
Св. Андрей Критский наиболее известен своим Великим Каноном, или Каноном Покаяния. Существует мнение, что первоначально это был просто ряд тропарей без ирмосов и без Богородичного, и лишь позднее устроил его Иосиф Песнописец. Современные знания палестинской гимнографии показывают, что это мнение неверно.
Великий канон изначально представляет собой законченное произведение. Только тропари, посвященные самому святому Андрею Критскому и святой Марии Египетской, более поздние. Хотя, судя по житию, написанному св. Софронием Иерусалимским, память о ней могла бы праздноваться довольно рано — все остальные принадлежат св. Андрею.
Наиболее ранней рукописью, свидетельствующей о Великом каноне (с несколько иным порядком тропарей и более коротким составом), является Студийская Триодь середины второй половины IX века, хранящаяся в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.
В этой рукописи канон находится на своем первоначальном месте в богослужениях Великого поста — на утрени четверга пятой седмицы (когда читается житие св. Марии Египетской). Лишь потом оно появляется и на повечерии первых четырех дней первой седмицы.
Покаянный канон Андрея Критского
Канон — это душераздирающий, сердечный плач праведника о грехах своих. Самое начало: «Где мне начать плакать о поступке моей несчастной жизни? Какой начаток принесу, Христе, в этом плаче моем? (Песнь 1) — настраивает душу на скорбь и покаяние, на «ранение сердца».
Автор Канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он вспоминает каждое преступление, каждое падение, от Адама до Нового Завета. Большая часть канона — восемь од — состоит из примеров из Ветхого Завета.
Св. Андрей не просто вспоминает грехи праотцев, но переживает их как свои собственные: «соперничал я в преступлении Адаму первотворному, и очутился обнаженным от Бога» (песнь 1).
Прегрешения праотцев становятся прообразами страстей, терзающих человека: «Вместо видимой Евы имею Еву ума: страстную мысль во плоти моей» (Песнь 1). Или другой пример: «Кому уподоблю тебя, многогрешная душа? Увы! Каину и Ламеху.
Ибо ты забросал камнями свое тело своими злыми делами и убил свой ум своими беспорядочными желаниями (песня 2: «Видишь, смотри»). Здесь святой Андрей следует за святым Максимом Исповедником.
Для него Каин есть «приобретение, закон плоти», восстающий против Авеля, то есть разума, согласно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет св. Максим: «Если бы Авель охранял себя и не вышел бы он с Каином в поле, то есть на равнину естественного созерцания, Ad Thalassium 49.
Если в каноне св. Андрей вспоминает примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то это прежде всего для того, чтобы упрекнуть его душу в лености и греховности и призвать ее к подражанию.
Например: «О несчастная и лукавая душа, подражать праведному и чистому уму Иосифа. И не живи в распутстве, греховно потакая своим беспорядочным желаниям» (Песнь 5).
Канон представляет собой широкую историческую панораму, очерчивающую историю человеческого греха и человеческой праведности, отвержения и принятия Бога. Содержание канона глубоко христоцентрично, с сердечными обращениями ко Христу в каждой песне.
Пути очищения от грехов
Например: «Да будет Кровь от Твоего ребра мне очистительным источником, и да будет вода, с ней стекающая, питьем прощения». И тем и другим да очистюсь. Слово, помазанным и освеженным, приняв как миро и напьемся Твоих слов жизни» (Песнь 4).
Единственный путь очищения для св. Андрея — во Христе, через трезвение, подвиг и дело — к видению Божества.
Великий канон св. Андрея, несомненно, основан на прочной святоотеческой основе, с цитатами из св. Мелетия Сардийского, св. Ефрема Сирийского , св. Григория Богослова , св. Григория Нисского и св. Максима Исповедника. И заслуга св. Андрея Критского в том, что он смог обобщить их опыт и запечатлеть его в Каноне.
Иногда в церковных кругах можно услышать мнение, будто святой Андрей Критский якобы сам испытал на себе все грехи, о которых пишет в каноне, иначе он не смог бы рассказать о них с такой силой и убедительностью. Мало что может быть нелепее и кощунственнее такого суда!
Святой является святым, потому что он чувствует себя величайшим грешником, а не таковым на самом деле; посещение благодати Божией делает малейшие пятна на его совести ужасными и противными ему, и он оплакивает свои малейшие прегрешения, как великие падения.
Надо полагать, что такое мнение является своего рода отражением вульгарной псевдомудрости обыденной жизни: «Чтобы понять, надо все испытать на себе». Не обязательно…
То, что дано нам в покаянном каноне св. Андрея Критского, есть библейский, церковный, истинно вселенский опыт покаяния, умиления сердца, мучительного снятия ветхого, мертвеца и облечения Новый Адам во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки.
Дорогие читатели, таким образом сегодня вы вкратце узнали Житие Андрея критского. Если статья понравилась, ставьте лайки и пишите в комментариях.
Протодиакон Владимир Василик. Православие.ру
Какие сегодня народные приметы
- Молодая луна родилась затуманенной и «заваленной» – к ненастью.
- Иней на деревьях с утра – к снежной зиме.
- Туманное утро – к теплу.
- Синие облака вечером – к перемене погоды.
- Заморозки с утра – к добру.
- Голову в Михайлов день мыть – весь ум смыть.
- Если что–то в этот день загадал, то вскоре все сбудется.
- Тот, кто родился 19 сентября, многого добьется собственным трудом.
- важно мириться с теми, с кем состоишь в ссоре;
- принято идти в церковь, чтобы поставить 3 свечи за здравие;
- важно помогать тем, кто об этом просит, а также раздавать милостыню;
- до обеда нельзя ничего делать, только во второй половине можно браться за домашние дела;
- нельзя ругаться и ссориться;
- нельзя транжирить деньги;
- не стоит мыть голову;
Возможно вам понравятся аналогичные статьи: