Какой сегодня праздник в России? Церковные праздники в ноябре. 10 ноября День святителя Димитрия Ростовского. Святитель Димитрий Ростовский родился в 1651 году в Макарово, в 40 км от Киева, в крещении Даниил.
- 10 лунные сутки 2024-12-10 13:23:00
- 11 лунные сутки До следующего дня
- Житие святителя Димитрия Ростовского
- Детство
- Монах
- Труды святителя Димитрия митрополита Ростовского
- Икона святителя Димитрия митрополита Ростовского
- В ответ на его любовь к святым Бог часто давал ему видения
- Святитель Димитрий Ростовский
- Погребение
- Почитание святителя
- Тропарь (песнопение) Святителю Димитрию Ростовскому
- Молитва святителю Димитрию Ростовскому
- Акафист святителю Димитрию Ростовскому
Житие святителя Димитрия Ростовского
Святитель Димитрий Туптало, митрополит Ростовский, русский иерарх XVII века. Замечательный проповедник и религиозный писатель. Профессор богословия и подвижник, но и чудотворец. Его почитают сегодня не только в Русской Церкви, но и во всем православном пространстве.
Детство
Святитель Димитрий родился в 1651 году в Макарово, в 40 км от Киева, в крещении Даниил. Его отец, Савва Григорьевич Туптало († 5 января 1703 г.), был солдатом. Он часто подолгу отсутствовал дома. Воспитание ребенка было особой заботой матери, Марии Михайловны († 29 марта 1689 г.). Она дала ему христианское воспитание. Вскоре семья переехала в Киев (1661 г.), находившийся в то время в Польше.
В возрасте 11 лет Даниил поступил в Киевскую православную академию (учрежденную за несколько десятилетий до этого митрополитом Петром Мовилэ (Могилой)). Руководителем академии был Иннокентий Гизела (ок. 1600-1683), блестящий проповедник и защитник православия. Благодаря ему Даниил смог развить во время учебы (1665-1665) большую харизму для толкования Писания и стал чутким к катехизации верной Церкви.
Монах
Через несколько лет (9 июля 1668 года, в возрасте 17 лет) Даниил поступил в Кирилловский монастырь. И принял монашеский постриг с именем Димитрий, в честь преподобного Димитрия Солунского. Кроме обычного служения в монастыре, которое он с послушанием исполнял, молодой монах успел закончить учебу. И начать свою миссионерскую литературную деятельность.
Святитель Димитрий Ростовский был рукоположен во священники 23 мая 1675 года в Свято-Троицком монастыре в Густыне Прикульского уезда. И сразу же назначен архиепископом Черниговским Лазарем Барановым проповедником. Далее в этот период совершал паломнические поездки по разным святыням Беларуси и Украины. В то время они частично находились во владении греко-католиков. Немного позже он был назначен министром в нескольких городах: Чернигове (1675 г.) и Слуцке (1677 г.).
В 1678 году, после поездки в Вильнюс, он утвердился в Батурине, при дворе гетмана Ивана Самойловича. Его проповеди были типичны для эпохи барокко и состояли именно из метафор, аллегорий, риторических фигур, вопросов и ответов, особенно на нравственные темы.
Начиная с 1680 г. иеромонах Димитрий жил большей частью в Печерской Лавре в Киеве, где он написал много проповедей. Особенно против местных нравов, пьянства и легкости жизни. Вскоре ему было отдано руководство несколькими монастырями, всегда против его воли. Потому что единственным его желанием было жить в аскезе и безмолвии.
Так Святитель Димитрий Ростовский был игуменом Спасо-Преображенского Максаковского монастыря Борсненского уезда (1681 г.). А в следующем году – Никольского монастыря в Батурине. Каждый раз он пытался подать в отставку, но безуспешно. Его друзьям, в том числе святителю Феодосию, архиепископу Черниговскому (память 5 февраля), удалось уговорить его остаться игуменом.
Труды святителя Димитрия митрополита Ростовского
Этот период его жизни был посвящен богословским сочинениям, сосредоточенным на амбициозном проекте объединения всех житий русских святых в единое произведение. Которое он опубликовал под названием «Жития святых» между 1684–1705 гг. Его источниками были греческий Монологион святого Симеона Метафраста, Монологии митрополита Макария (1482-1563), Сборники жизнеописаний болландистов, Анналы кардинала Барония и Жития святых Петра Скарги. Это были православные и католические источники. Его композиции, которые он никогда не претендовал на оригинальность, до сих пор пользуются большой популярностью на славянском пространстве.
Наряду с популярными сочинениями о святых Святитель Димитрий Ростовский написал также «Исследование о ложной вере раскольников» (Розыск одного из брынских раскольников). Полемическое произведение против раскольников (старообрядцев), русских, не принявших литургическую реформу. патриарха Никона от 1666 г. Димитрий видит ошибку в народной культуре, а не непосредственно в их вере. Он также написал Катехетический сборник.
Также он находил время для изучения церковной истории Русской Православной Церкви, поэтому написал Летопись Печерской Лавры, Летопись русских царей и патриархов, Каталог русских митрополитов, а также другие произведения, особенно проповеди.
В течение 25 лет святитель Димитрий отдавал все силы таким трудам, но, кроме времени, затрачиваемого на них, молился в храме или в одиночестве. Он жил в обществе святых не только письменно, но и молитвенно, проживая их жизнь, перенося с ними их муки и изучая до мельчайших подробностей все относящиеся к ним документы.
Икона святителя Димитрия митрополита Ростовского
В ответ на его любовь к святым Бог часто давал ему видения
10 августа 1685 года Святитель Димитрий Ростовский увидел во сне особо чтимую им святую великомученицу Варвару. Он просил ее заступиться за него перед Господом, но она увещевала его, чтобы молиться «как римо-католики», то есть размышлять о пяти ранах Господа нашего. Действительно, влияние римско-католического богословия и духовности было видно в Русской Церкви в культе.
Но после этого святая Варвара улыбнулась и утешила его. 10 ноября того же года ему явился святой Орест, тот самый, о котором Димитрий сочинил свое житие в тот же день и сказал: «Я претерпел больше мук за Христа, чем те, кого ты помнил». Затем он показал ему глубокую рану в левом боку, сказав: «Вот, это сделано раскаленным железом». Потом вытянул правую руку и показал перерезанные до локтя вены и добавил: «Вот эти перерезали».
Имел раны на коленях, говоря: «Эти порезаны». После этого он встал прямо и, наконец, сказал: «Видишь ли, что я претерпел больше боли, чем ты помнил». Святитель Димитрий спросил святого Ореста, не является ли он одним из пяти святых мучеников, чей праздник 13 декабря. Мученик ответил: «Не Орест церкви пяти святых мучеников, а тот, кого сегодня чтят и чью жизнь ты только что сделал».
Повторяя те же слова, а затем показал, что у него есть раны на коленях, сказав: «Эти порезаны». После этого он встал прямо и, наконец, сказал: «Видишь ли, что я претерпел больше боли, чем ты помнил».
Святитель Димитрий Ростовский
В 1694 г. Димитрий был назначен игуменом монастыря св. Петра и Павла в Глучеве. В 1697 г. Кирилловского монастыря в Киеве. А в 1699 г. — архимандритом Спасо-Преображенского монастыря из Новгорода-Северского. 23 марта 1701 года Димитрий был рукоположен во епископа в Москве. С назначением митрополитом Сибирским и Тобольским.
Его слабое здоровье и необходимость иметь доступ к текстам, необходимым для продолжения написания житий святых, заставили его просить о переводе в другое место. Наречен в Ростовскую и Ярославскую епархию 4 января 1702 года. Тогда же ему было видение. В нем ему было открыто, что он должен будет найти вечный покой. Там, в монастыре св. Иакова (Спасо-Яковлевского монастырь), в Ростове.
Во время своей жизни в России Святитель Димитрий Ростовский выступал против церковной политики как старообрядцев, так и Петра Великого. Он также внес неоценимый вклад в русское образование. Открыл в Ростове школу и небольшой театр, где можно было ставить собственные пьесы.
Дмитрий работал и как композитор. Многие из его покаянных псалмов получили широкое распространение не только на Украине. Но и на Балканах, и многие из них стали неотъемлемой частью украинской народно-песенной традиции благодаря кобзарям (странствующим слепым певцам).
Димитрий считается композитором или составителем первой русской 6-часовой оперы «Ростовские мистерии» (1705 г.). Это оратория о житиях русских святых, основанная на «Чети-Минеях», изданных в четырех томах в 1689, 1690, 1700 и 1705 годах. Этот же источник вдохновил Пушкина на написание «Бориса Годунова» в 1825 году.
Незадолго до кончины святитель Димитрий завершил монументальный труд «Жития святых» (1705 г.). В дальнейшем брал на себя только попечение о своей общине. Он очень старался перевернуть религиозную жизнь и нравы современников. Несмотря на частые болезни, он продолжал в своей жизни строгий канон. И никогда не оставлял своей непрестанной молитвы. Он также основал теологическую семинарию недалеко от своего дома, где он взял на себя большую часть обучения.
Погребение
Святитель Димитрий Ростовский предвидел свою смерть за три дня до этого. Он поклонился до земли и просил прощения у священнослужителей и певцов, служивших с ним. После этого Святитель Димитрий Ростовский закрылся в своей келье, в усердной молитве. Утром следующего дня, 28 октября 1709 года, его нашли мертвым. Скончался на коленях во время молитвы. Вопреки пожеланиям святителя, выраженным им в завещании, духовенство и ростовчане просили местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана Яворского, прибывшего на отпевание, совершить отпевание в соборном храме.
Митрополит Стефан настоял на том, чтобы тело его умершего друга было погребено рядом со святителем Иоасафом. Который был предшественником святителя Димитрия. Однако могила не была приготовлена до приезда митрополита Стефана. Хотя со дня кончины святителя прошло около месяца.
В связи со срочным отъездом митрополита Стефана из Ростова на могилу, в которой 25 ноября было погребено тело святителя, был положен наспех сооруженный деревянный сруб. Это обстоятельство, предвиденное Промыслом Божиим, привело к быстрому раскрытию реликвий.
В 1752 г. производился ремонт соборной Троицкой церкви в монастыре. 21 сентября было обретено нетленное тело преподобного Димитрия. Место погребения пострадало от сырости. Дубовый гроб и надпись на нем сгнили. Но тело святого и даже омофор, сакх, митра и шелковые четки сохранились неповрежденными.
После обретения святых мощей совершались многие исцеления. О них сообщалось Синоду, по распоряжению которого митрополит Суздальский Сильвестр и архимандрит Симонов Гавриил прибыли в Ростов. Для осмотра мощей святителя Димитрия и расследования случаев чудесных исцелений.
Почитание святителя
Русская Церковь приступила к официальному признанию 22 апреля 1757 года. Днем его празднования является день его кончины, 28 октября или 10 ноября по григорианскому календарю. Также празднуется 21 сентября, обретение его чудотворных мощей в 1752 году.
Его мощи до сих пор находятся в соборном храме Яковлева монастыря на Ростове. Реликварий с десницей святого Димитрия сегодня находится в Михайловском храме села Половки Черниговской области.
Тропарь (песнопение) Святителю Димитрию Ростовскому
«О, любящий Православие и искореняющий раскол, целитель России и новый ходатай пред Богом, писаниями твоими умы неразумных исцеляла еси. Димитрий блаженный, духовна арфа, моли Христа Бога, да спасется душа наша!»
Молитва святителю Димитрию Ростовскому
«Отворите, двери и запоры сердца моего, да войдет Христос Царь Славы!
Войди, Свет мой, и просвети тьму мою;
Войди, Жизнь моя, и мертвость мою воскреси;
Ты Войди, Врач мой, и исцели раны мои;
Войди, Божественный Огонь, и сожги шипы грехов моих;
Зажги внутренности мои и сердце мое пламенем любви Твоей;
Войди, Царь мой, и разрушь во мне царство греха;
Сядь на престол сердца моего и царствуй во мне едином, о Ты, мой Царь и Господь».