Перенесение в Константинополь из Едессы Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

Перенесение в Константинополь из Едессы Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа Праздники

Какой сегодня праздник? 29 августа христиане отмечают памятный день Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (убруса) Господа Иисуса Христа.

Сегодня 03 Октября 2022 понедельник. Сегодня будет фаза луны Первая четверть и считается что сегодня 8, 9 лунный день. Восход луны будет в 16:13, а заход луны в 22:03. Луна сегодня будет в знаке зодиака Козерог. По проверенным данным сегодня намечаются магнитные бури  в диапазоне от 2 до 5 баллов
Сегодня для огородников и садоводов благоприятный день +-+±
Сегодня день благоприятный для совершении рабочих сделок, не благоприятный для церемонии свадьбы, благоприятный для финансовых операций, благоприятный для проведения маникюра, для причесок 
Лунный календарь на сегодня
03 Октября 2022
Понедельник
Первая четверть
8 лунный день
Восход луны 16:13
Закат луны 22:03
Видимость луны 52% на 12:00
  • 8 лунные сутки 2022-10-03 16:13:00
  • 9 лунные сутки До следующего дня
Первая четверть
В знаке: Козерог
2 - 5
 

Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас). Третье спасение

В дни явления Господа нашего Иисуса Христа на земле, живя с людьми, Он проходил по городам и весям Иудейским и окрестным странам с проповедью о Царствии Божием, «исцеляя всякую болезнь во люди». Тогда в Эдессе, сирийском городе по ту сторону реки Евфрат, жил князь Авгарь.

Он страдал неизлечимой болезнью — проказой: снаружи был покрыт синюшными язвами. Внутри он чувствовал боль в костях и расслабление всего тела. До Авгаря молва дошла о Господе Иисусе Христе и о великих чудесах, совершаемых Им.

Как словом Своим Он исцеляет проказу, расслабление и всякую болезнь. И возжелал Авгарь своими глазами увидеть Творца таких чудес, надеясь получить от Него исцеление. А так как у князя не было возможности самому отправиться в Иудею, то он послал просьбу к Господу Иисусу, умоляя Его прийти к Нему в Эдессу.

Не уверенный в том, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лик Господень. Князь желал иметь хотя бы то утешение в своей болезни, что он увидит образ лика Христа Иисуса.

Послание Авгаря Иисусу Христу

Так велика была его любовь ко Христу, вдохновленная верой на слух. Послание Авгаря Господу Иисусу было таково: «Князь Эдесский Авгарь. Иисус, добрый Спаситель в странах Иерусалимских явившийся, радуйся во плоти.

Дошел до меня слух о Тебе и о славных чудесах Твоих, как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни. Даруешь зрение слепым, хромые ходят, духов нечистых от людей отгоняешь, прокаженных, расслабленных, лежащих на ложе на долгие годы, исцеляешь словом и воскрешаешь мертвых.

Слыша о тебе, что ты творишь такие дивные чудеса, я пришел к таким двум выводам о тебе. Ты либо Бог, спустившийся с небес, либо Сын Божий. Поэтому обращаюсь к Тебе с такой смиренной молитвой, чтобы Ты потрудился прийти ко мне и исцелить мою неизлечимую болезнь, от которой я страдаю уже много лет.

Мне также пришло в голову, что евреи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе вред. Но у меня есть город, хоть и небольшой, но красивый и всем изобилующий. Так приезжай ко мне и живи со мной в моем городе,

С этим посланием от Авгаря живописец Анания прибыл в Иерусалим. Он видел, как Господь Иисус учил на равнине среди множества людей, но не мог приблизиться к Нему из-за тесноты, вызванной толпой народа.

Дождавшись времени, когда народ разойдется, Анания взобрался на один камень, который возвышался над землей. Отсюда он внимательно вглядывался в лик Спасителя, намереваясь изобразить Его.

Однако Анания не мог этого сделать, ибо Всевидящий, не благоволивший замыслу живописца, изменил Свой лик божественным, непостижимым, недоступным образу человеческой руки, славой и благодатью. Анания долго трудился, но ничего не добился. Господь повелел апостолу Фоме пойти и привести мужа, который, стоя на камне, изображает свой лик.

Ответ Иисуса Христа

Иисус обратился к нему: — Где письмо князя твоего Авгаря, которое ты привез мне из Эдессы?

Анания, в удивлении и ужасе от предвидения Господа, тотчас вынул послание князя и с трепетом передал его в руки Спасителя. Господь, прочитав послание, написал Авгарю следующее:

«Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо написано о Мне, что видящие Меня не имеют веры, а не видящие Меня уверуют в Меня и унаследуют жизнь вечную. Ты пишешь Мне, что Я иду к тебе, но Мне надлежит совершить то, для чего Я был послан, и, когда совершено, вернуться к Отцу, пославшему Меня.

И когда вознесусь к Нему, то пошлю к тебе одного из Моих учеников, который, совершенно исцелив тебя от болезни твоей, даст тебе и тем, кто с тобою, жизнь вечную (через крещение).

Написав такое послание Авгарю, Господь Иисус Христос запечатал его печатью, на которой была следующая надпись еврейскими буквами: Божие видение, Божие чудо. Тогда Господь, исполнив желание Авгаря и художника, велел принести воды. И, омыв Свой святой лик, отер данной Ему четырехконечной ризой.

И о чудо! простая вода превратилась в краску, а на убрусе запечатлелось пресвятое подобие Божественного лика. Давая этот образ Анании вместе с грамотой, Господь сказал:

— Возьми, отдай тому, кто тебя послал. Это были последние дни жизни Господа на земле перед Его страданиями.

Тропарь, глас 2:

Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, прощения грехов наших просим, ​​Христе Боже: волей плоть на крест изволил вознести еси, но избави, яже сотворил, от дела врага. Тем благодарственным возгласом к Ти: Ты исполнил все радости наши, Спаситель наш, пришедший спасти мир.

Кондак, глас 2:

Твой неизреченный и божественный взор на человека, неописуемое Слово Отца и неписаный и богописанный образ победоносно ведут не ложно. Твоё воплощение, мы чтим это целованием.

Легенда, записанная Константином Багрянородным, сообщает, что, когда Анания, вернувшись на родину, достиг города Иераполя, он, остановившись вне города, спрятал образ Лика Христова в груде свежевыложенных кирпичей.

Около полуночи жители города увидели огонь, окруживший это место, и нашли здесь скрытую святыню; При этом оказалось, что на одном из кирпичей было изображение Спасителя. Жители Иераполиса сохранили этот кирпич, но Анания отпустили. Константин отмечает, что этот кирпич сохранился в Иераполисе еще в его время.

Перенос Нерукотворной Иконы из Эдессы в Константинополь

Константин Порфирородный описывает перенос Нерукотворной иконы из Эдессы и письма Христа к Авгарю в Константинополь в 944 году. Нерукотворный образ хранился в Константинополе до 1204 года. Что касается кирпича с нерукотворным образом , согласно Зонаре (ум. 1118), он был передан императору Никифору Фоке (963-969) в 968 году.

Перенесение в Константинополь из Едессы
Перенесение в Константинополь из Едессы Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

Зонара называет его hieron ke fion ectipora(священный и божественный образ). По одной из легенд, около 1362 года Нерукотворный Образ был подарен Иоанном Палеологом генуэзскому полководцу Леонардо де Монтальто за избавление Греческой империи от нападения сарацин.

Монтальто подарил его монастырю св. Варфоломея в Генуе, где и находится по сей день. По другой, более вероятной легенде, во времена правления крестоносцев в Константинополе в 1204-1261 гг. похищен венецианским дожем Дандорло. Но корабль, на котором он находился с другими священными предметами, затонул в Пропонтиде.

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа в окружении народа. Он не мог подойти к Нему из-за большого скопления людей, слушающих проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издалека написать образ Господа Иисуса Христа, но не смог.

Сам Спаситель призвал его, назвал по имени и передал Авгарю краткое письмо, в котором, умилостивив веру правителя, обещал послать Своего ученика для исцеления от проказы и руководства ко спасению.

Тогда Господь попросил принести воды и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, вытер его щеткой, и на нем отпечатался Его Божественный Лик. Анания принес образ и грамоту Спасителя в Эдессу.

Исцеление князя Авгаря

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление. Лишь малая часть следов страшной болезни осталась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Это был апостол 70 святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил верующего Авгаря и всех жителей Эдессы. Написав на Нерукотворной иконе слова «Христе Боже, всякий уповающий на Тебя не постыдится», Авгарь украсил ее и установил в нише над городскими воротами.

Многие годы жители сохраняли благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, проходя через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правившего Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел епископу Эдесскому в видении скрыть Свой образ. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и выложил ее глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Эдессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спас бы город от враг.

Разобрав нишу, епископ нашел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, прикрывавшей нишу, был подобный образ. После шествия с Нерукотворной иконой вдоль стен города персидское войско отступило.

В 630 году Эдессу захватили арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором разнеслась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу православия и купил его у эмира, правителя города.

С большими почестями Нерукотворная икона Спасителя и письмо, которое Он написал Авгарю, были переданы духовенством в Константинополь. 29 августа икона Спасителя была помещена в Фаросском храме Пресвятой Богородицы.

Существует несколько легенд о дальнейшей судьбе Нерукотворного Образа

По одной из них, она была похищена крестоносцами во время их правления в Константинополе (1204-1261), но корабль, на котором была вывезена святыня, затонул в Мраморном море.

По другим преданиям, Нерукотворная икона была перенесена около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал о себе точные отпечатки.

Один из них, т. н. «на керамике», напечатанной, когда Анания спрятал изображение у стены по дороге в Эдессу; другой, отпечатанный на плаще, оказался в Джорджии. Возможно, что различие легенд об оригинальном Нерукотворном Образе основано на существовании нескольких точных оттисков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715–731) направил восточному императору грамоту, в которой указал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворной иконы в Эдессе, а также -известный факт.

Икона Нерукотворная помещалась на знаменах русских войск, защищая их от врагов. В Русской Православной Церкви существует благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Образу Спаса Нерукотворного.

Праздник в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершающийся на попразднство Успения, именуется третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописи; Икона Нерукотворного Образа является одной из самых распространенных.

Праздничное перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа, произошедшее в 944 году.

С большими почестями Нерукотворная икона Спасителя и письмо, которое Он написал Авгарю, были переданы духовенством в Константинополь. 29 августа (по новому стилю) Образ Спасителя был помещен в Фаросском храме Пресвятой Богородицы.

Третий Спас — Ореховый

На Руси в этот день селяне усердно молились Богу, и тогда женщины отправляли своих мужей в поля с хлебом-солью. На телегу уложили три снопа, а сверху положили мешки с зерном, предназначенным для посева. Дети с пирогом и гречневой кашей уже ждали сеятеля в поле. Наши предки говорили о трех разных Спасителях: «Первый Спас стоит на воде, на втором едят яблоки, на третьем холсты продают и хлеб запасают» . С этого дня обычно и начиналась продажа полотен.

Третий Спас называли также Ореховым. К этому времени в лесах поспели орехи, и начался их сбор. Старики загадывали детям загадки про орехи: «Гни меня, ломай меня. Ломай — ровно, раскалывай — сладко»; «Ни окон, ни дверей, посередине — епископ»; «Человек — костяной плащ» .

Говорили и об этом дне: «Третий Спас Хлеб припас» , — и пекли батоны из нового урожая зерна. Кроме того, было принято чистить родники и колодцы, пить подземную воду.

Известно, что иконописцы создают святые образы. Так было с незапамятных времен. Для того, чтобы написать икону с изображением Господа, Богородицы или любого подвижника, необычному художнику нужно прийти в определенное душевное состояние, поститься и молиться перед этим.

Тогда созданное им лицо по праву будет служить средством общения с Творцом и его святыми. Однако история упоминает о существовании так называемых чудотворных икон. Например, многие слышали такое понятие, как «Спас Нерукотворный». Подобным образом обозначают образ Иисуса Христа, чудесным образом запечатлевшийся на ткани, которой Спаситель отер лицо. 29 августа православные христиане отмечают праздник, посвященный перенесению этой святыни из Эдессы в Константинополь.

Спас на холсте

Праздник 29 августа отмечается в праздник Успения Божией Матери. Называется также «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте». Почитание этого Образа на Руси началось в XI-XII веках. А наибольшее распространение получило во второй половине XIV века.

В 1355 году митрополит Алексий привез из Константинополя в Москву список с иконы Спаса Нерукотворного. Специально для хранения этого полотна был заложен храм. Но одной церковью они не ограничились. Вскоре по всей стране началось строительство храмов и монашеских обителей. Они посвятились Нерукотворному Образу Господа Иисуса Христа. Все они получили название «Спасские».

Примечательно, что Дмитрий Донской когда-то молился перед этой удивительной иконой. После того как стало известно о нападении Мамая. От Куликовской битвы до Первой мировой войны русские войска неизменно сопровождало Знамя с изображением Спасителя. Такие полотна позже стали называть «знамёнами». Также подобные иконы украшали башни крепости как оберег города.

Поздравляем всех православных христиан с перенесением Спаса Нерукотворного из Едессы в Константинополь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

И сегодня, братья и сестры, Господь ожидает от нас искреннего и доброго сердца. Перенесение в Константинополь из Едессы Нерукотворного Образа Иисус Христа. Давайте, братья и сестры, помнить об этом. Попросим Господа даровать нам ревность! Открыть нам познание Божие и утвердить любовь и благоговение в сердцах наших. Да благословит вас Господь, дорогие братья и сестры.

Автор- Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,
Свято-Троицкий собор в Саратове

Вам понравятся статьи:

Какие церковные праздники в августе
Медовый Спас в России
Праздник Сретение Господне
Преображение Господне
Православные праздники 14 августа, 19 августа

Оцените статью
Какие сегодня праздники
Добавить комментарий