Какой праздник 16 сентября 2024 года

Какой праздник 16 сентября 2024 года. Фива Диаконисса Праздники
загрузка...

Преподобный Феоктист

Дни памяти: 3/16 сентября

Святой Феоктист Палестинский был великим подвижником, жившим в Иудейской пустыне в Вади Мукеллик. Сначала он был сподвижником преподобного Евфимия Великого (память 20 января) в подвижнической жизни. Их взаимная привязанность и единство ума были так велики, что казалось, будто они живут как одна душа в двух телах. Они были людьми одинаковой добродетели и святости. Они ободряли друг друга в их борьбе. Каждый год после Богоявления они уходили в пустыню. Чтобы подвизаться и молиться в уединении. И возвращались в свои кельи в Вербное воскресенье.

После пяти лет совместной жизни святые Евфимий и Феоктист отправились в пустыню на Великий пост и обнаружили в вади большую пещеру, которая впоследствии стала церковью. Они решили остаться там, веря, что их привел туда Бог. Они питались дикими травами, чтобы прокормиться. И какое-то время не встречались с другими людьми.

Однако Господь не хотел, чтобы эти великие светила оставались скрытыми. Он хотел, чтобы их мудрость и святость жизни стали известны, чтобы принести пользу другим. Однажды пастухи из Вифании, найдя подвижников, вернулись в свою деревню и рассказали о них другим. После этого многие люди приходили послушать о них. И монахи приезжали из других монастырей, чтобы посетить их. Некоторые даже остались там, чтобы получить от них наставления.

Вокруг них собралось столько монахов, что они были вынуждены построить лавру над пещерной церковью. Преподобный Евфимий поставил Феоктиста игуменом лавры. А сам жил в уединении в пещере. Мудрый Феоктист принимал всех приходивших к нему, исповедуя их и леча немощи их израненных душ соответствующими духовными средствами.

Достигнув глубокой старости, святой Феоктист тяжело заболел. Святой Евфимий (которому самому было девяносто лет) посетил его и позаботился о нем. Когда святитель Феоктист отошел ко Господу в 467 году, пришел патриарх Иерусалимский Анастасий и возглавил его погребение.

Святителя Феоктиста Палестинского не следует путать со святителем Феоктистом Сицилийским (память 4 января).

Блаженный Иоанн «Волосатый» и юродивый в Ростове

Дни памяти: 3/16 сентября

Блаженный Иоанн Милостивый Ростовский (также известный как «Волосатый») подвизался в Ростове подвигом юродства, претерпевая много лишений и скорбей. Постоянного пристанища у него не было. Иногда он отдыхал в усадьбе своего духовного отца, священнослужителя при храме Всех Святых, или у одной из стариц.

Блаженный Иоанн «Волосатый» жил в кротости, смирении, терпении и постоянной молитве. Духовно окормлял большинство прихожан. В том числе святителя Иринарха, отшельника Ростовского (память его 13/26 января). После продолжительной подвижнической жизни, посвященной аскетизму, он умер мирно 3 сентября 1580 года и похоронили, согласно его последней воле, рядом с церковью Святого Влаха за алтарем.

У него было «много волос на голове», поэтому его называли «Волосатым». Титул «Милосердный» дали блаженному Иоанну ввиду многих исцелений, происходящих на его могиле. А также в честь памяти святого Патриарха Иоанна Милостивого (память 12 ноября), имя которого он разделил.

Святая Фива Диаконисса в Кенхреях близ Коринфа

Дни памяти: 3/16 сентября

Святая Фива упоминается апостолом Павлом в его Послании к Римлянам 16:1-2. «Я поручаю тебе Фиби, нашу сестру, диакониссу церкви Кенхреи. Чтобы вы приняли ее в Господе, как подобает святым. И помогали ей во всяком деле, в котором она нуждалась в вас. Потому что она была помощницей многим, и мне тоже» (Римлянам 16:1-2).

Возможно, именно она передала это послание, а затем планировала продолжить свою работу в Риме.

Поскольку святой Павел называл ее диакониссой, Ориген пришел к выводу, что этот отрывок означает, что женщины были назначены на служение Церкви (Толкование на Послание к Римлянам, книга 10, глава 17). Святитель Иоанн Златоуст лишь говорит: «Кроме того, он прибавил к ее сану, упомянув о ней как о диакониссе» (О Послании к Римлянам, Слово XXX). Есть два варианта. Это слово может означать «слуга» в общем смысле (как в Матфея 20:26; 22:13; Иоанна 2:5:9; и в Послании к Римлянам 13:4. Это может относиться к ней как к той, кто имел особое служение женщинам, готовя их к Крещению, наставлению и т.д.

Мученица Василисса Никомидийская

Дни памяти: 3/16 сентября

Мученица Василисса Никомидийская жестоко пострадала за веру во Христа при императоре Диоклетиане. Никомидийский правитель Александр приказал арестовать девятилетнюю Василису и заставить ее отречься от Христа. Но молодая девушка проявила непоколебимую твердость в верности Господу Богу. Поэтому она была подвергнута длительным и жестоким пыткам.

По благодати Божией святая мученица осталась жива и невредима. Это было очевидно для всех присутствовавших, как явление силы Божией. Это так поразило императора Александра, что он также уверовал во Христа и назвал себя христианином.

Крещенный впоследствии епископом Анфимом, он некоторое время жил в глубоком покаянии. Затем мирно отошел ко Господу, как и святая Василисса через некоторое время после него. Ее кончина была мирной и сопровождалась чудесными знамениями милосердия Божия.

Священномученик Аристион, епископ Александрийский

Дни памяти: 3/16 сентября

Святитель Аристион был епископом Малой Александрии в Киликии (Малая Азия). Он родился в небольшом городке Арибазо в епархии Апамея, Сирия, в начале второго века. Его родители были язычниками, и он провел свои ранние годы в атмосфере идолопоклонства.

Мы не знаем, какое раннее образование получил святой Аристион и где он учился. Но оно не удовлетворило его поисков истины. Десятилетний мальчик, живший в том же городе, будущий мученик Антоний, указал ему путь, ведущий к истине. Антоний наставлял его в истинной вере. И Аристион возрастал в благочестии и ревности о Боге.

Знаменательно, что Антоний, несмотря на постоянный страх гонений, изгнания и даже опасности для собственной жизни, был не просто членом поместной церкви, но и проповедовал Веру другим. Несомненно, что Аристион молился за своего юного друга и помнил его мужество и силу. Ибо усилия Антония привести Аристиона к спасительной Вере принесли свои плоды и не были напрасны. Антоний не только отдал себя Церкви через свою мученическую смерть в возрасте двадцати лет. Но и дал ей другого святого и мученика – святого Аристиона

Много лет спустя святой Аристион был рукоположен во епископа для Иссо в Киликии, что находится в Малой Александрии. Он был добрым пастырем для своего стада и усердно заботился об их душах.

Однажды правитель Александрии приказал арестовать святого Аристиона за то, что он был христианином. Несмотря на то, что он был предан публичному суду, святой епископ был спокоен и не выказывал страха. Все его поведение заставило римского епарха понять, что ему будет нелегко иметь дело с этим человеком, который стоял перед ним. Он пытался отвратить Аристиона от Христа лестью и обещаниями награды, но святой стоял на своем. Видя, что его слова не действуют на епископа, он пригрозил ему жестокими пытками. Однако на него эти угрозы не повлияли.

Мученическая кончина святого

Святитель Аристион стоял перед епархом и его советниками, взирая на них с любовью и заботой об их спасении. Даже в своей слабости этот пленник был сильнее своих похитителей и отказался принести жертву языческим богам.

Перед множеством идолопоклонников святой Аристион говорил о Триедином Боге, Которым все сотворено. Он также рассказал им о Воплощении Господа Иисуса Христа, которое совершилось благодаря спасительному устроению Божию. Он объяснил, что Христос приносит спасение падшему человеку, тем самым давая ему еще один шанс достичь истинной цели своей жизни – обожения.

«Как бедны эти бездушные статуи богов, — сказал епископ, — и как беспомощно выглядит епарх в своем сияющем одеянии».

Все, кто слышал слова святого, изумлялись и спрашивали друг друга, откуда у него такое мужество. Аристион призвал их поверить в истину, которую он им открывал. Те, кто смотрел, понимали, что этот святой человек был кем-то особенным, и хотели узнать больше о его убеждениях.

Римский епарх не мог найти иного способа противостоять Аристиону, кроме как насилием, поэтому он приговорил его к смерти. Он приказал своим воинам приготовить большую печь, а затем бросить ее в огонь. Святитель шел на мученическую кончину без сопротивления, оставаясь храбрым и сильным до конца. Те немногие христиане, которые присутствовали при этом, старались не плакать. Они шептали молитвы за него и были опечалены тем, что отец покидает их. Однако они знали, что их архипастырь не перестанет молиться за них, особенно теперь, когда он идет ко Христу. Они слышали, как святой Аристион пел гимны в костре до последнего вздоха.

Заключение

Епарх не знал, какую страшную ошибку он совершил. Он не понимал, что смерть не является концом ни для людей, ни для истины. Ничто не могло отделить святого Аристиона от Источника Жизни, и поэтому Господь даровал ему нетленный венец славы.

После того, как пламя утихло, его духовные чада подошли к печи и собрали как можно больше его костей. С великим благоговением святые мощи положили в тайное место, которое остается неизвестным и по сей день.

Более подробная биография святителя опубликована (на греческом языке): «Святой священномученик Аристион» Иоанна Г. Талассиноса (Афины, 2003). В этом томе также содержится Служба святому, составленная иеромонахом Афанасием из монастыря Симонопетра на Афоне.

Святой Иоанникий, первый Патриарх Сербский

Дни памяти: 3/16 сентября

Святитель Иоанникий, патриарх Сербский, был уроженцем города Призрена. Сначала он был секретарем при короле Сербии Карле (Карле), а затем, с 1339 года, руководил церковью в качестве архиепископа.

В 1346 году Собор всех сербских святых, в том числе и Болгарского Патриарха, по велению короля Душана, назначили архиепископа Иоанникия Патриархом Сербской Православной Церкви. Святитель Иоанникий преставился 3 сентября 1349 года, его с почестями похоронили в Печском монастыре.

Писидийская икона Божией Матери

Дни памяти: 3/16 сентября
Точное происхождение этой иконы неизвестно. Чудеса, которыми она была прославлена, и сведения, дошедшие до нас, восходят к VI веку, и уже тогда ее называли древней. Свидетельства о нахождении иконы в Созополе могут быть задокументированы вплоть до VIII века, после чего о ней уже не упоминается.

В это время (между 565-577 гг.) изгнанный Константинопольский патриарх Евтихий (память 6 апреля) жил в соседнем городе Амасии. Пресвитер Евстафий, современник патриарха Евтихия, также написавший его житие, упоминает о нескольких чудесах патриарха, свидетелем которых был сам отец Евстафий.

В Амасии жила супружеская пара, у которой все дети были мертворожденными. Убитые горем родители, скорбя о своем несчастье, просили Патриарха помолиться за них, чтобы Господь отвратил от них Свой гнев и дал им живое дитя. Святой Евтихий, усердно помолившись о них, помазал их обоих святым елеем, кто с Честного Креста, а кто со святой иконы Пречистой Богородицы нашей в Созополе, сказав: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа».

После этой короткой молитвы святой Евтихий на некоторое время замолчал; затем, как бы озаренный божественной благодатью, он сказал супругам: «Назовите младенца Петром, и он будет жить». Отец Евстафий, присутствовавший при этом, спросил святого Евтихия: «А если дитя девочка, то как ее назвать?» Святой Евтихий ответил: «Нет, пусть называют его Петром, и он будет жить».

Читать далее

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Какие сегодня праздники в России
Добавить комментарий