Влахернская икона Божией Матери, в чем помогает, день памяти 20 июля

Влахернская икона Божией Матери, в чем помогает Праздники

20 июля весь православный мир отмечает праздник Влахернской иконы Божией Матери. Чудотворная Влахернская икона Божией Матери появилась в Константинополе в 439 году.

Сегодня 03 Октября 2022 понедельник. Сегодня будет фаза луны Первая четверть и считается что сегодня 8, 9 лунный день. Восход луны будет в 16:13, а заход луны в 22:03. Луна сегодня будет в знаке зодиака Козерог. По проверенным данным сегодня намечаются магнитные бури  в диапазоне от 2 до 5 баллов
Сегодня для огородников и садоводов благоприятный день +-+±
Сегодня день благоприятный для совершении рабочих сделок, не благоприятный для церемонии свадьбы, благоприятный для финансовых операций, благоприятный для проведения маникюра, для причесок 
Лунный календарь на сегодня
03 Октября 2022
Понедельник
Первая четверть
8 лунный день
Восход луны 16:13
Закат луны 22:03
Видимость луны 52% на 12:00
  • 8 лунные сутки 2022-10-03 16:13:00
  • 9 лунные сутки До следующего дня
Первая четверть
В знаке: Козерог
2 - 5
 

Икона Влахернской Богородицы Молитва. Подробное описание

Одним из редчайших образов Божией Матери является чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Образ привезли в Константинополь в 439 году. Специально для нее император Лев Великий в западной части города возвел церковь, названную Влахернской (когда-то там убили скифского вождя Влаха).

По преданию, именно на этом месте юродивому Андрею явилась Богородица. Икона получила имя Влахернской Божией Матери. Хотя после пожара 1434 года, когда церковь уничтожили огнем, икону перенесли в другой храм, имя за ней сохранилось.

Икона Влахернской Богородицы
Икона Влахернской Богородицы

Описание образа

Размеры иконы относительно небольшие: 46 × 37,5 × 4 см. По типу иконописи это Одигитрия, что в переводе с греческого означает Указывающая Путь, или Путеводительница. Использованная техника иконописи, необычна. Это восковая паста, позволяющая получить рельефное изображение.

Благодаря этому изображение как бы выступает над доской, производя на верующих ошеломляющее впечатление и внушая трепет. Еще большую ценность придает Влахернской иконе тот факт, что для ее создания использовался воск и смешанные с ним мощи христианских мучеников, то есть это не просто икона, а ковчег.

Влахернский образ отличается от других иконописных изображений Богородицы выраженной массивностью фигуры, а также более широкими нимбами. В живописных копиях (росписях) иконописцы старались придать образам Божией Матери и Младенца одинаковую рельефность.

Из истории Влахернской иконы

Влахернская икона издавна считалась покровительницей как самого Константинополя, так и императоров Византии. Когда в 626 году город был осажден врагами, Патриарх Сергий обошел его стены с иконой в руках. После чего Сама Богородица явилась врагам, они в страхе отступили.

Еще одно чудо, связанное с Влахернской иконой, произошло в эпоху иконоборчества. Икона вместе с горящей перед ней лампадой была замурована в стене Пантократорского монастыря. Где и обнаружили через сто лет, а лампада продолжала гореть.

Именно эту икону доставили ​​в Россию в 1653 году в дар царю Алексею Михайловичу вместе с грамотой о ее происхождении и почитании. Здесь икона сразу же почиталась как одна из величайших святынь. Она украшена окладом из чеканного золота с большим количеством драгоценных камней и жемчуг. А также приложенными золотыми пластинами, где было изложено о ней предание.

Влахернская икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда царь всегда брал ее с собой в военные походы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее. А ее рельефная копия, подаренная отцу Григория Строганова и датируемая XVII или XVIII веком, находится во Влахернской церкви в Кузьминках. Храм построили специально для нее. Чудотворная икона стала семейной святыней рода Строгановых.

Влахернская икона Божией Матери
Влахернская икона Божией Матери

В чем помогает Влахернская икона Божией Матери

Эта икона помогает в защите от различного рода посягательств извне, будь то государство или обычная семья . Она является оберегом во время военных действий, также она оберегает от происков недоброжелателей и охраняет покой родных людей от вмешательства недобрых людей.

Молитва Божией Матери перед Ее Влахернской иконой

Благоволящая царица моя, Богородице моя надежда, друг сирот и странных представителей, скорбящая радость, оскорбленная покровительница! Взгляни на мою беду, увидь мою печаль, помоги мне, как немощному, накорми меня, как странному.

Я оскорблю свою тяжесть, разреши ее, как будто ты хочешь. Как будто нет у меня никакой другой помощи Тебе, ни другой заступницы, ни доброй утешительницы. Только Ты, Богомати, как будто ты спасаешь меня и покрываешь меня навсегда. Аминь.

Молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о защите в семейной жизни. Влахернская икона Божией Матери уже много лет считается одной из древнейших во всем мире. Создание святыни относится к 302 году.

Эта икона из Влахернского храма, находившегося в то время в Константинополе, стала началом иконографии Одигитрии (Путеводительницы). Когда авары захватили столицу, патриарх Сергий (610-631) ходил по городу с молитвами к Заступнику о спасении и освобождении его земли.

В память о том, что Богородица исполнила прошения патриарха, стали отмечать праздник. Празднование проходило каждую субботу пятой недели Великого поста. Праздник известен как Похвала Пресвятой Богородице или «Субботний акафист».

Сначала торжество проходило только в Константинополе, во всем известном Влахернском храме. С IX века праздник почитается в монастыре преподобного Саввы Освященного, а после вошел в состав Постной Триоди. Торжество достигло такой известности, что его стала праздновать вся Православная Церковь.

С 1654 года Влахернская икона находилась во власти царя Алексея Михайловича, получившего икону в дар. Существует несколько вариантов дальнейшей доли иконы. Одна гласит, что когда Константинополь был взят турками, икона была перенесена в Москву афонскими монахами.

Другая версия гласит, что после падения Константинополя, чтобы сохранить икону, ее перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора. Когда церковь со всем, что в ней находилось, замуровали, на месте храма возвели мечеть.

Влахернская икона Божией Матери становится достоянием христиан

Икона находилась в то время в церкви, и была обнаружена только в 1616 году. После этого святыня попала к христианам, которые прислали ее в дар московскому царю.
Эта икона очень необычная, так как представляет собой рельефное изображение Божией Матери.

По левую руку от Богородицы сидит Младенец, который одной рукой благословляет, а в другой держит свиток. Многие иконописцы, да и простые христиане, замечали, что на иконе, не написанной красками, части тела Богородицы и Младенца заметно выступают над поверхностью доски.

Павел Алеппский, описавший приезд Патриарха Макария в Москву, говорил, что при взгляде на икону чувствуется некий страх. Более двух столетий византийский клад находится в Успенском храме Кремля.

После закрытия собора для прихожан икону перенесли в Крестовоздвиженскую церковь, которая находится на Воздвиженке. Когда этот храм был разрушен в 1931 году, святыня была перенесена в Кремль. Икона вошла в собрание Государственных музеев Московского Кремля (в этом собрании святыня находится и сейчас).

В Третьяковской галерее есть еще одна Влахернская икона Божией Матери. В XVII-XVIII веках было составлено несколько почетных списков. Чудотворный образ, присланный в Москву из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу от настоятеля Иерусалимского подворья Гавриила.

По сведениям XVII века, торжественное обретение иконы произошло 16 октября. 1653 (7162) . Еще во время пребывания Влахернской иконы в Константинополе  Патриархом Паисием был составлен Аттестационный Аттестат. Который позже, вместе с посланием протосинкелла Гавриила отправили на Русь. Видимо, в ответ на просьбу царя.

В этих документах греческого происхождения, оригиналы которых обнаружил в РГАДА Б. Л. Фонкич. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 488, 531). Икона отождествляется с одной из древних святынь Влахернской церкви.

История иконы, изложенная в грамоте, представляет собой вариант сказания об иконе Божией Матери «Одигитрия», но в данном случае чудесное спасение образа связано не с пленением крестоносцев, но с туром завоевания в 1453 г.

Чудеса Влахернской иконы

Согласно уставу, во времена императора Ираклия Икона спасла Константинополь от нашествия персов и аваров (626 г.). А в монастыре Божией Матери во Влахернах также совершились многие чудеса.

После захвата Константинополя турками Влахернскую икону перенесли в монастырь Христа. Прежде чем храм монастыря был превращен в мечеть, благочестивые люди укрыли икону в оконной нише и замуровали ее.

Позже икону чудесным образом обнаружили, и служитель мечети, сняв драгоценное жалованье, продал икону некой вдове. Она принесла ее в дар Протосинкеллу Гавриилу. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи в спасении Константинополя от вражеской осады.

Память об этом событии при патриархе Никоне в Успенском соборе стало обычаем ежегодно в 5-ю субботу Великого поста во время чтения акафиста святой Богородице 1-й кондак которого прославляет это чудо, поставить в центре храма на аналой Влахернскую икону.

На Новый год  этот образ также занимал одно из центральных мест — на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери. Как символ покровительства, являющегося святыней Византийской империи.

В этом качестве Влахернская икона сопровождала царя в Смоленских походах (1654-1655). По свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание привезенного в Россию памятника. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, образ остался в соборе.

После изгнания врага икона оказалась поврежденной. В 1918 г., в связи с закрытием советскими властями Успенского собора, часть его святынь, в том числе Влахернскую икону, перенесли в Крестовоздвиженскую церковь, расположенную недалеко от Кремля.

Этот храм разрушили в 1931 году. Поэтому святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В настоящее время икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Реставрации образа

Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX веках. В 1674 году по указу царя Алексея Михайловича образ реставрировали иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павлов.

Реставраторы, в частности, укрепили образ новой кипарисовой доской. В 1813 г.икона была восстановлена ​​после наполеоновского нашествия. Продублирована на новой кипарисовой доске и украшена серебряной ризой.

В этот период на нем сделаны новые надписи на греческом языке: «Владычица Влахернского монастыря» и «Разные сокровища». А на нижнем поле — надпись на русском языке о обновлении с датой 1 августа 1813 года.

Эти надписи сохранялись до 1983 г., когда икона была восстановлена ​​в ВХНИЦ Л.А. Дунаевым. С полей и фона иконы сняли наслоения поздних записей, на рисунках, в связи с фрагментарной сохранностью авторского слоя, надписи оставили, за исключением небольшого образца на левом плече Младенца.

Фрагменты оригинальной росписи сохранились на изображениях левого глаза Богоматери и руки Младенца, держащей свиток. Влахернская икона является редким образцом греческих рельефных икон. В источниках XVII в. и в литературе XVIII-XIX вв. это называется мастика-воск.

Его основа представляет собой плоский рельеф, вырезанный из дерева, покрытый слоем воска-мастики и расписанный красками. Техника живописи отличается большим мастерством. О резных деревянных иконах с восковой мастикой известно очень мало.

В аналогичной технике выполнена и чтимая Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери. В греческом монастыре Мега Спилео (Великая пещера) на Пелопоннесе находится чудотворный образ Богоматери Спилеотиссы, сделанный из воска и других веществ.

По свидетельству В. Г. Григоровича-Барского, чудотворные восково-мастичные иконы Божией Матери находились на Кипре и на Афоне. Все упомянутые иконы без исключения почитались как чудотворные,

В Аттестационном свидетельстве Патриарха Паисия другая важнейшая черта иконы. Она сделана «смесью святых мощей и из многих других благоуханных составов», то есть является реликварием ковчега.

В литературе XIX в. есть упоминание о составе мощей — это прах святых мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских. Н.П. Кондаков уделил большое внимание иконографии памятника.

Особенности иконографии образа

Учитывая развитие иконографии Одигитрии, он приписывал  до числа 3 икон, наиболее точно передающих этот древний тип. Две другие, Цилканская икона Божией Матери из Грузии (IX-XIII вв., ГМИГ).

А также резная стеатитовая икона из Ватопедского монастыря на Афоне. Вероятно, польского происхождения (Кондаков датирует XII в.; в современных публикациях — XIV в. в.). В целом образ близкий к классическому византийскому типу.

Одигитрия XIII-XIV веков, известная на Руси как Смоленская икона Божией Матери в ее варианте, где Богоматерь изобразили почти фронтально, без наклона к Младенцу. К иконографическим особенностям, отличающим образ Одигитрии на В. и. к классическому типу можно отнести высокий, почти погрудный срез фигуры, ее массивность, крупные ореолы, входящие в поля.

Все эти приемы призваны приблизить изображение к молящимся, акцентируя внимание на лицах. Богородица высоко держит Младенца, ноги которого почти касаются полей иконы. Эти особенности сближают икону с изображением Богоматери Одигитрии из Охрида (конец XIII века, Охридский национальный музей).

Название Влахернской иконы восходит к тексту грамоты патриарха Паисия и появилось на иконе в результате более поздних обновлений. Этот эпитет принято приписывать ростовому изображению Богоматери Оранты, поскольку такая мозаика, по мнению Кондакова, могла украшать апсиду Влахернского храма.

Будучи связанным с топонимом, он мог быть присоединен к разным видам иконы, почитаемые во Влахернах, указывающие на местонахождение их древних оригиналов. Известны примеры употребления этого эпитета в связи с иконографическими типами Божией Матери Агиосоритиссы, Умиления и Оранты (с Младенцем Христом на груди).

Настоящая греческая надпись на иконе, обнаруженная в результате последней реставрации, — Η ΘΕΟΣΚΕΠΑ[Σ]ΤΟΣ. Переводимый как «богоохраняемый» или «богоохраняемый», этот редкий эпитет известен только по 2 экземплярам: свинцовая печать Трапезундского монастыря XIII века. (ГЭ).

Иконографические и эпиграфические аналогии Влахернской иконы относятся к XIII-XIV векам, что указывает на возможное его создание как копию одной из святынь этой эпохи, связанной с Влахернской церковью.

Заключение

Через 20 лет после того, как привезли икону в Россию, из-за ее ветхости потребовалась капитальная реставрация, поэтому, возможно, подлинная древняя реликвия. Необходимость изготовления копии или восстановления иконы может возникнуть во 2-м полугодии. — против. XV в., когда после турецкого завоевания многие святыни были повреждены или безвозвратно утеряны.

Видео — празднование Иконы Божией Матери Влахернская

Вам понравятся статьи:

Календарь православных праздников на июль 2022
Православные праздники в марте 2022 в России
Церковные праздники в июне 2022 года в России
Касперовская икона Божией Матери
Ахтырская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери
Боголюбская икона Божией Матери

Оцените статью
Какие сегодня праздники
Добавить комментарий