Феодор Санаксарский: житие, иконы, день памяти

Феодор Санаксарский: житие иконы день памяти Праздники

Уважаемые читатели! Нак сайте новая тема — Феодор Санаксарский: житие иконы день памяти. Приятного чтения. Какой праздник 4 марта 2025 года. Православные праздники в марте.

Преподобный Феодор Санаксарский

Дни памяти: 19 февраля/4 марта

Святитель Феодор родился близ города Романова Ярославской губернии в 1719 году, сын князя Игнатия Ушакова и его жены Параскевы (или Ирины). При крещении он был назван Иоанном.

В молодости Иоанн Ушаков поступил на службу в Преображенский гвардейский полк в Петербурге, дослужился до звания сержанта. Жизнь в столице была сопряжена с большой духовной опасностью для молодого человека, но Бог избавил Иоанна от ложного пути.

Когда Иоанну было двадцать лет, на вечеринке с друзьями один из них внезапно упал в обморок и умер. Все они испытывали страх и печаль, но это, казалось, повлияло на Иоанна больше, чем на остальных. Этот случай удивительно похож на обстоятельства гибели майора Андрея Петрова, мужа блаженной Ксении Петербургской (память 24 января), но может быть лишь случайным.

Как бы то ни было, Иоанн решил покинуть Санкт-Петербург и жить в пустыне, посвятив себя Богу. Прогуливаясь под городом Ярославлем, переодевшись рабочим, он увидел своего дядю со слугами. Дядя не узнал его из-за его бедной одежды, но Иоанн вспомнил о своей прежней жизни, полной роскоши и спокойствия. Вскоре он прогнал эту мысль и решил поселиться в пустыне.

Во время прогулки по лесам у Белого моря Иоанн наткнулся на заброшенную келью, поэтому решил остаться там в уединении и помолиться Богу. Он прожил там три года в больших лишениях и страданиях. Правительственные постановления того времени предписывали гражданам не разрешать монахам жить в лесах. Когда Иоанн пришел в деревню за припасами, он был избит на дюйм и был вынужден бежать.

В конце концов Иоанн прибыл в регион к югу от Киева, достигнув Площанского монастыря. Он умолял игумена принять его, говоря, что он сын священника. Он не мог признаться в том, что является сержантом гвардии, так как юридические препятствия сильно затруднили бы ему вступление в монашескую жизнь.

На пути к монашеской жизни

Игумен долго не мог его принять, так как у него не было надлежащих документов, удостоверяющих личность. В конце концов он принял Иоанна и поручил ему читать в церкви. Услышав его чтение, игумен понял, что Иоанн не из священнического рода, а, вероятно, принадлежал к знати. Опасаясь неприятностей с властями, он приказал Иоанну жить в лесу близ монастыря, где жили другие подвижники. Он нашел пустую келью и получил благословение этих отцов остаться там.

Когда группа следователей приехала в лес в поисках монахов, живущих там нелегально, Иоанна поймали. Так как у него не было документов, и он признался, что является сержантом гвардии, его привезли в Санкт-Петербург и отвезли к императрице Елизавете. Когда его привели к императрице, она спросила: «Почему ты дезертировал из моего полка?»

загрузка...

Иоанн объяснил, что сделал это, чтобы спасти свою душу. Елизавета простила его и была готова восстановить его в прежнем звании, но Иоанн сказал, что не хочет ни прежней жизни, ни звания.

Тогда императрица спросила, почему он тайно ускользнул вместо того, чтобы попросить об освобождении. Иоанн ответил: «Если бы я обеспокоил Ваше Величество такой просьбой, вы бы не поверили, что такой молодой человек, как я, мог бы нести такое бремя. Теперь я испытан в духовной жизни, и я прошу Ваше Величество благословить меня, чтобы я оставался в ней до самой смерти».

Елизавета согласилась, но поставила условие, что он останется в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Вскоре, по ее прямому повелению, Иоанн был пострижен в монашество в августе 1748 года в возрасте двадцати девяти лет. Архиепископ Феодосий, управлявший тогда монастырем, повелел чтобы нарекли ему имя Феодор, в честь преподобного Феодора Ярославского (память 19 сентября).

Служба в Лавре

Когда отец Феодор был в Лавре, к нему приходили люди и спрашивали, как угодить Богу, живя в миру. Он пытался сказать им, что там есть старшие и мудрые монахи, которые смогут наставлять их лучше, чем он. Тем не менее, они настаивали, и он попытался им помочь. Однако он обнаружил, что не всегда может ответить на их вопросы или найти решение их проблем, поэтому начал читать святоотеческие книги, особенно творения святителя Иоанна Златоуста, прося Бога просветить его, чтобы он мог понять Писание и учение Отцов.

Он многому научился из своего чтения и мог наставлять людей для их духовной пользы. Это вызвало зависть у некоторых старших монахов, которые пожаловались архиепископу, что этот молодой монах привлекает к себе людей и нарушает спокойствие монастыря. Иерарх распорядился, чтобы ни один посетитель, просящий видеть отца Феодора, не допускался.

Отец Феодор пошел к управителю монастыря и спросил его, почему люди не могут его видеть. Ему сказали, что из-за того, что он позволял себе наставлять людей, привлекая много посетителей, распорядок дня в монастыре был нарушен.

«Если в моем учении есть что-то, что кажется Его Высокопреосвященству незаконным, – ответил отец Феодор, – то пусть он меня расспрашивает. Грешно, однако, причинять ненужные страдания тем, кто ищет духовной выгоды».

Архиепископ пришел в ярость, но распорядился, чтобы людям снова разрешили увидеть отца Феодора. Ревность и трудности продолжались десять лет, и отец Феодор терпеливо переносил свои испытания. В 1757 году он хотел перейти в Саровский монастырь, а когда об этом узнала братия Лавры, то настояла на том, чтобы он подал письменное прошение о переводе.

Получив освобождение, отец Феодор покинул Санкт-Петербург со многими своими учениками, мужчинами и женщинами. По пути они остановились в Свято-Николаевском женском монастыре в Арзамасе, где он поселил своих учениц. Вскоре они переехали в пустующий Алексеевский женский монастырь. Ученики мужского пола пошли с ним в Саров.

Рукоположение отца Феодора во священника

В 1759 году, после двух лет пребывания в Сарове, отец Феодор просил игумена Ефрема дать ему Санаксарский монастырь, так как число его учеников увеличилось. Санаксар был основан в 1659 году, но был закрыт царем Петром I в первой половине XVIII века, и собственность перешла в ведение Саровского монастыря. После переезда в Санаксарскую пустынь отец Феодор приступил к строительству келий и кладовых.

Епископ Тамбовский Пахомий назначил настоятелем отца Феодора. 13 декабря 1762 года он также рукоположил отца Феодора во священника. Отец Феодор начал наводить порядок, устанавливая Устав благоговейного, неспешного совершения богослужений. Он также установил келейное правило, которому должны были следовать монахи. Все участвовали в работе (кроме тех, кто был слишком стар или слишком болен), в том числе и настоятель.

Число монахов в Санаксаре продолжало увеличиваться, но не все из них были пострижены. Для пострига их необходимо было получить разрешение, так как количество монахов, которым разрешалось жить в монастыре, регулировалось законом. 23 апреля 1763 года императрица Екатерина II издала указ о пострижении всех монахов отца Феодора. В следующем году она издала указ, ограничивающий количество монастырей, те, которые не были специально одобрены, должны были быть закрыты.

Санаксарская пустынь была в числе монастырских учреждений, которые планировалось закрыть, но она осталась открытой благодаря усилиям отца Феодора. В октябре 1764 года отец Феодор был возведен в сан игумена, а 7 марта 1765 года Санаксар был переведен в монастырь.

Из-за многочисленности братии возникла необходимость построить большую каменную церковь взамен маленькой деревянной. Был вырыт фундамент, и на месте служил молебен. Внезапно прилетел рой пчел и поселился на том месте, где должен был быть алтарь. Это было воспринято как признак увеличения числа братии и обилия благодати в монастыре.

Отец Федор в ссылке

После этого рассказа Субботин упоминает «отца Германа, который сейчас находится в Америке». Расхождение в именах можно объяснить, если имя преподобного Германа до пострига было Герасим. Преподобный Герман в одном из писем к отцу Назарию говорит, что у него были друзья в Сарове и Санаксаре, так что преподобный Феодор, возможно, был одним из первых наставников преподобного Германа.

Святитель Феодор однажды посетил святителя Тихона (память 13 августа) в Задонском монастыре. Неизвестно, как долго они были знакомы, но епископ на покое принял его с любовью. Этот визит был промыслительным, потому что святитель Тихон знал, что такое терпеть оскорбления и от начальства, и от мирских монахов, и от мирян. Возможно, он даже советовал отцу Феодору, как переносить испытания, которые ему предстояли.

Когда отец Феодор вернулся в Санаксар, ему доставили королевский указ с курьером. Он приказал отправить его ссыльным в Соловецкий монастырь как нарушителя спокойствия. Святого Феодора лишили сана игумена и иеромонаха, а соловецкому настоятелю приказали пристально следить за ним. Отец Феодор пробыл там девять лет (1774-1783).

Его освободили благодаря его ученику архимандриту Феофану (Соколову), который был назначен келейником к митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу. Желая помочь своему старцу, отец Феофан поставил митрополита в известность о положении отца Феодора. Его Высокопреосвященство поручил отцу Феофану подготовить докладную записку с подробным изложением обстоятельств дела. В результате митрополит Гавриил обратился к императрице Екатерине II с просьбой освободить отца Феодора и разрешить ему вернуться в Санаксар.

18 апреля 1783 года она издала указ о его освобождении. Из-за того, что он ослабел из-за холода и дыма от дымных печей, ему потребовалось много времени, чтобы вернуться в Санаксар. 9 октября 1783 года он прибыл в Арзамасский монастырь, где его встретили сестры и два иеромонаха из Санхара. На встречу со Старцем пришли и другие: настоятели из других монастырей, уважаемые дворяне, купцы и простые мужчины и женщины.

Возвращение в Санаксар

Он пробыл там около недели, каждый день наставляя монахинь. Наконец, он приготовился вернуться в Санаксар. Вся братия вышла ему навстречу на переправе на реке Мокше. Получив его благословение, они сопровождали его на прогулке в Санаксар. Отец Феодор поблагодарил братию за непреходящую любовь и за то, что храм построили без него.

Через несколько дней после возвращения отец Феодор столкнулся с новыми гонениями. Иеродиакон Иларион обвинил его в том, что он «еретик и безбожник», и выдвинул эти обвинения перед Святейшим Синодом. Они решили, что иеродиакон Иларион виновен и его следует наказать. Позже он попросил прощения у отца Феодора в присутствии всей общины.

Настоятель монастыря отец Венедикт завидовал отцу Феодору из-за большого количества посетителей, приходивших к нему. Он пожаловался местному епископу, сказав, что тишину монастыря нарушает так много людей. В монастырь направили следователей, но они не опросили никого, кто мог бы сказать что-либо благоприятное отцу Феодору. После чего отцу Феодору запретили принимать посетителей.

В очередной раз отец Феофан обратил внимание митрополита Гавриила на бедственное положение старца. Его Высокопреосвященство прислал записку, в которой говорилось, что он благосклонно относится к отцу Феодору. В результате ему предоставили немного больше свободы, но его ученики могли обращаться к нему за советом только в письмах.

Отец Бенедикт заболел, и отец Феодор пошел к нему в келью, чтобы попросить у него прощения. Отец Бенедикт повернулся лицом к стене и отказался разговаривать со старцем. После недолгих страданий отец Бенедикт скончался 27 декабря 1778 года.

После кончины настоятеля отцу Феодору вновь разрешили посещать сестер Алексеевского женского монастыря в Арзамасе. Произнеся трогательную проповедь на 136-й псалом («У рек Вавилонских»), он покинул Арзамас и остановился в монастыре в Сарове. Там он попросил прощения у всех, а затем помчался обратно к Санаксару. Он прибыл в среду Сырной недели и около полудня говорил со своими учениками в своей келье.

Мирная кончина святого Феодора

Затем он отпустил их, чтобы они вернулись в свои камеры. Два благородных ученика святого Феодора остались, чтобы спросить у него совета. Вдруг выражение его лица изменилось, и он начал плакать минут пятнадцать, сокрушаясь о том, как он согрешил в молодости. Затем он приказал им разойтись по камерам, сказав, что чувствует слабость.

Старец нередко болел, но эта слабость казалась необычной. Двое его учеников ушли и вернулись в свои кельи. Вскоре после этого его келейник постучал в дверь с обычной молитвой, но не получил ответа. Войдя в келью, он увидел отца Феодора, лежащего на постели и молящегося, поэтому он ушел и рассказал об этом братии. Все пришли посмотреть на него, но он молчал.

Примерно через пять часов, около девяти часов вечера 19 февраля 1791 года, святой Феодор предал свою душу Богу.

Мощи святителя Феодора обрели 21 апреля 1999 года, а 28 июня 1999 года его прославили для местного почитания. В 2004 году святого Феодора прославили для всенародного почитания Русской Православной Церковью.

Память святителя Феодора Санаксарского, память которого также отмечается 21 апреля (обретение мощей в 1999 году), не следует путать с его знаменитым родственником святителем Феодором (Ушаковым), адмиралом российского флота (память 2 октября).

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Какие сегодня праздники в России
Добавить комментарий