Православные праздники в июне. Великий князь Дмитрий Донской. 1 июня — День памяти великого князя Дмитрия Донского, краткая биография святого.
- 12 лунные сутки 2024-11-13 15:15:00
- 13 лунные сутки До следующего дня
Великий князь Дмитрий Донской
Именно на таких личностях, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Петр Великий, Николай I, Александр III, Сталин, завязываются узлы русской истории.
Они как лакмусовая бумажка, показывают истинное отношение человека по отношению к России, русскому народу, русской государственности, месту России в сотворенном Богом мироустройстве.
Сразу видно, любишь ли ты Россию, русскую, или, прикрываясь ложным объективизмом, превращаешь найденную в глазу соринку в бревно. Так историки Костомаров и Покровский, политики Чубайс и Немцов, политолог Павловский, культурный деятель Басилашвили и шахматист Каспаров — одно из ягодных полей русофобов.
На самом, не стоит удивляться, что для русофобов всех мастей, патриотизм и любовь к России мало значимы.
Бог им судья. Уверен, судья будет строгим и справедливым. В небольшом произведении мы постараемся еще раз защитить великого патриота, святую землю российскую, от посягательств врагов, сосредоточив внимание главным образом на его воинском таланте.
Начнем с того, что детство и юность Дмитрия Донского очень напоминают этот отрезок жизни князей Святослава и Александра Невских. Как и они, Дмитрий начал княжить юношей 6 лет. Сын великого князя Иоанна Кроткого, внук Ивана Калиты родился в 1350 году.
После неожиданной смерти отца в 1356 году он стал князем, а через три года получил великого князя в Орде! великокняжеский ярлык, причем сразу из двух враждующих фракций татарской верхушки. Знак, я думаю, далеко не случаен.
Понятно, что мальчик-князь правил под крылом боярской думы, но великий святой митрополит Алексий руководил Думой, а значит, и всей Россией. Большой друг покойного князя Иоанна, он надолго заменил Дмитрию отца, а о таком отце и советнике можно было только мечтать.
Молодой князь
Под его руководством святого митрополита Алексия князь получил прекрасное образование, постепенно усвоил особую мудрость государственного правителя и, главное, укрепился как истинно православный человек.
Пожалуй, только прадед Дмитрия Александр Невский так благоговейно исповедовал православие в мыслях и делах и так верно следовал советам отцов церкви. С раннего детства и до конца дней ни одного значительного государственного решения, в том числе и военного, князь Дмитрий не принимал без благословения Церкви.
Его сопровождали в жизни три человека, уличенных в духовном священстве: святители Алексий, святители Сергий и Федор Симоновские, а позднее архиепископ Ростовский.
Подобно Александру Невскому, совершенно лишенному личной бравады, рыцарского честолюбия, он, как профессионал, не сомневался в своей способности побеждать врага в поединках.
Предвидя суровые годы борьбы, он уже в 1367 году первым из князей построил Московский Кремль из белого камня, окружив стены широким и глубоким рвом. Одновременно он начал создавать постоянные оборонительные кордоны и устои с караульными постами.
Чтобы в кратчайшие сроки сообщить о грозящей опасности и провести разведку боем, с целью определения силы и численности противника. Жизнь очень скоро доказала правоту молодого князя. Москва, ставшая настоящей крепостью, не раз выдерживала штурмы и осады литовских, тверских и татарских войск.
Взятие Москвы Тохтамышем объясняется исключительно хитростью и коварством ордынского князя. Но главная заслуга князя Дмитрия в военном строительстве в том, что он создал фактически новые, достаточно мощные вооруженные силы Русского государства.
Это стало настоящим неприятным сюрпризом для многочисленных врагов Московского княжества. Князь Дмитрий начал воевать, как Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский с детства.
К сожалению, с внутренними врагами — русскими князьями за великокняжеский престол. Конечно, эти войны были бедой для русского народа, но без них не укрепилась бы Москва, не объединила бы вокруг себя всю Россию.
Князь Дмитрий и внутренние враги государства
Дмитрия часто обвиняют в коварстве, жестокости, непоследовательности по отношению к князьям-соперникам. Но это примитивный, неисторический подход, чаще всего с современной политической и идеологической основой.
Исторически, по нравам и обычаям, законам и нравам того времени, князь Дмитрий действовал даже более безупречно, чем его соперники. Судя по летописям, суздальско-нижегородский князь Дмитрий, и особенно, тверской князь Михаил и рязанский князь Олег пошли на более недостойные дела, вплоть до открытой измены интересам России.
Это то, чего у Дмитрия никогда не было! Кроме того, он всегда старался разрешать противоречия мирным путем, уповая на Бога и посредничество великих святых Алексия и Сергия Радонежских.
Имеются многочисленные летописные подтверждения. С военной точки зрения Дмитрий почти всегда выходил победителем в междоусобных схватках. Уже в 11 лет, в первый поход, московский князь прогнал с великокняжеского престола князя Дмитрия Константиновича.
Кстати, его будущий тесть, породнившись с которым в юном 16-летнем возрасте, навсегда прекратил соперничество между московскими и суздальскими князьями. Разве это не настоящее миролюбие и практические шаги к миру?
То, чего не мог позволить себе великий воин Александр Невский, ради чего он смирил гордость и Россию, сделал его правнук Дмитрий.
Итак, главное сражение великого князя Дмитрия, одно из главных сражений, когда-либо проводившихся русскими полководцами. Эта битва на Куликовском поле освещена достаточно подробно и всесторонне.
Сергий Радонежский — наставник князя
Большое значение имело благословение князя Дмитрия на битву преподобного Сергия Радонежского. На второй день Успения великий князь со свитой отправился в Троицкий монастырь. После литургии преподобный Сергий благословил верного князя идти в бой, уповая на Бога и предсказал победу русскому войску.
Преподобный Сергий, делая великому князю Дмитрию на челе крестообразное знамение рек: «Иди, Государь! Невероятно: Господь Бог поможет тебе на врагов. «Он, наклонившись к нему одному, тихо добавил: «Побеждай своих противников.
И уход в бой двух монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в мире отважных воинов и искусных воинов, казалось, налагает практическую черту на духовный знак. В день своего выступления из Москвы князь Дмитрий вошел в храм Пресвятой Богородицы, преклонил колени перед иконой Христа Спасителя.
Затем пал перед образом Божией Матери, написанным св. Лукой-евангелистом, и с со слезами на глазах он молил Небесную Заступницу усмирить и унизить гордых и свирепых врагов православного народа русского.
Затем князь пошел в церковь Архангела Михаила и воскликнул там на гробницах своих предков: «Православные богатыри! Моли о нас Господа, да даст Он нам победу и победу над врагами нечестивыми.
Уже на пути к Куликовому полю было явление князю иконы святителя Николая на Угрейе. И, наконец, сама молитва перед боем и последние слова: «Моя надежда на Тебя, Господи!»
Почти 100-тысячная армия Мамая была полностью разгромлена, практически прекратила свое существование. Но и мы понесли просто огромные потери в то время — около 20 тысяч убитых и раненых.
Восемь дней русская армия собирала и хоронила убитых воинов, а затем двинулась к Москве. 28 сентября победители вошли в столицу на глазах у ликующего народа, прозванного за заслуги князя Дмитрия Донским, а его брата князя Владимира Серпухова Храбрым.
Сам князь Дмитрий немедленно отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре по погибшим воинам отслужили многочисленные панихиды. Именно тогда был установлен особый день их ежегодного поминовения, именуемый Дмитриевской субботой.
Вековая слава князя Дмитрия Донского
В веках сияла слава Дмитрия Донского, а жить ему оставалось всего девять лет. А сколько горя, печали и страданий ему суждено было пережить за столь короткое время. Русская земля еще не успела остыть от Мамаева побоища, как уже шло по ней новое татарское войско к нынешнему ордынскому князю Тохтамышу.
Дмитрия Донского до сих пор упрекают в том, что он допустил захват Москвы, разорение русских земель, а сам почти трусливо прятался в костромских лесах. Но если взглянуть на те события беспристрастно, можно сделать и другой вывод.
Да, Дмитрий покинул Москву, но покинул ее сознательно, в полной уверенности, что ее каменные стены и достаточный гарнизон продержатся, пока он не соберет распущенные после Куликовской битвы полки. Успешная защита Москвы от неоднократных попыток взять ее Ольгердом придала ему эту уверенность.
И Москва уцелела бы, если бы не вероломство Тохтамыша. Только хитростью ему удалось прорваться в Кремль. Да, Москва тогда пала, но татары сразу кинулись разорять и грабить Русь. Но, получив первый отпор (князь Серпуховский Владимир Андреевич Храбрый разбил один из ордынских отрядов — С.К.) под Волоколамском.
Когда узнал, что сам князь Дмитрий поспешил с войском, Тохтамыш тут же зачистил степь. Более того, татары буквально бежали, теряя по пути захваченную добычу и пленных. Ну какая же это адекватная месть, о которой до сих пор говорят ненавистники России?
Были в последние годы царствования Дмитрия Донского и междоусобные войны, недоверие к князьям родным и князьям соседям, было великое горе на Русской земле. Но, питаемый молитвами преподобного Сергия Радонежского, своего духовного наставника и покровителя, князь пришел к своему земному концу, как истинно православный человек, воин.
Последние года Великого князя
А ему, умному и красивому, было всего 39 лет. Летопись говорит, что он с самого отрочества возлюбил Бога живого, усердно стал притекать в его святые храмы. Всегда со вниманием и умилением слушал и читал Слово Божие.
Князь Дмитрий Донской украшал храмы Божии со всем великолепием, почитал священников и монахов, был очень щедр к бедным. Охотно раздавал милостыню из рук своих, был почтителен к старшим, избегал суетных разговоров, едких насмешек и вредных игрищ.
Никогда не употреблял пустых слов и всячески избегал общества недоброжелательных людей. Природа украсила его всеми телесными и духовными качествами. Крепкое телосложение, великолепный рост, острый и проницательный взгляд, приятный выразительный голос составляли наименьшую часть его телесных дарований.
По воле матери и желанию всего московского народа, Дмитрий в нежной юности вступил в брак с Евдокией, добродетельной дочерью суздальского князя. Чувствуя приближение смерти, князь Дмитрий послал за преподобным Сергием, который научил его всем необходимым православным таинствам.
Великий князь Дмитрий Донской скончался 19 мая 1389 года и был погребен в церкви св. Архангела Михаила «одесную». На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года, посвященном 1000-летию Крещения Руси, великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович Донской был причислен к лику святых.
Через 599 лет русский народный герой полководец был причислен к лику святых. Кстати, его супруга почитается в России как святая благоверная преподобная Евфросиния Великая княгиня Московская.
Танковая колонна «Димитрий Донской» в годы Великой Отечественной войны, полки которой закончат свой славный путь победой.
«Велика земля русская яко в бедах поборника; язык побеждает. Якоже на Дону Мамаев гордыню низложил, на сей подвиг благословление преподобного Сергия приняв, тако, князь Димитрий, моли Бога даровать нам великую милость.”
Великий святой Московский Князь Дмитрий Донской — истинный патриот земли русской. Почтим память 1 июня. Спаси Господи!
Где купить иконы Божией Матери
Переходите по этой ссылке, чтобы узнать все подробности
Вам понравятся посты:
Святой князь Игорь Черниговский
Борис и Глеб — первые русские святые
Великий понедельник Великого поста
Календарь церковных праздников на июнь