Какой сегодня православный праздник? Какой церковный праздник 14 января 2023 года в России? 14 января православные христиане отмечают День памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Святитель Василий Великий был спасительным учителем для всех христиан. Читайте Церковные праздники в январе 2023.
- Если сегодня солнечная и ясная погода, то в ближайшие дни стоит ожидать сильный ветер; 1
- Если громко чирикают воробьи, то будет теплая погода;
- Если воробьев не слышно, значит похолодает;
- Если медведь соорудил берлогу на возвышенности, то весной начнется сильное половодье;
- Если снегирь будет петь, значит скоро наступит зима;
- Если съешь блюдо из курятины 13 ноября - жди счастливой доли.
- Что приснилось на Никодима и Спиридона, то сбудется ровно через 9 дней.
- начинать охоту и ловлю рыбы;
- готовить пирог из рыбы;
- рекомендуется как можно дольше поспать по возможности;
- принято дарить цветы не только своим близким, родным, друзьям или коллегам, но и незнакомым людям;
- делать как можно больше добрых дел;
- важно ни с кем не ссориться и не конфликтовать;
- нельзя терять пуговицу;
- рыбакам запрещается ругаться;
- не рекомендуется общаться с незнакомцами;
- Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
- Василий Великий — философ, филолог, оратор, юрист, естествоиспытатель
- Святитель Василий Великий и Григорий Богослов
- Возвращение в Кесарию
- Арианство и проблемы святителя Василия
- Церковные службы святителя и помощь обездоленным
- Мирная кончина святителя Василия Великого
- Храм святителя Василия Великого Зайцево
- Православная гимназия святителя Василия Великого
- Храм Василия Великого в осиновой роще
- Вам понравятся статьи:
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
Память 1/14 января
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, «принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не только своему времени, и не только своим соплеменникам принес пользу, но всем землям и городам мира и всем людям он приносил и приносит пользу, а для христиан всегда был и будет спасительнейшим учителем». Так говорил современник святителя Василия, святитель Амфилохий, епископ Иконийский (память 23 ноября).
Святитель Василий родился в 330 году в Кесарии, административном центре Каппадокии. Он был из знатного рода, славился своим положением и богатством и ревностно относился к христианской вере. Деду и бабке святого со стороны отца пришлось семь лет скрываться в лесах Понта во время гонения при Диоклетиане.
Мать святого Василия святая Эмилия была дочерью мученика. По греческому календарю ее память празднуется 30 мая. Отца святого Василия также звали Василием. Он был юристом и известным оратором и жил в Кесарии.
У старших Василия и Эмилии родилось десять детей: пять сыновей и пять дочерей. Пятеро из них впоследствии были причислены к лику святых: Василий Великий. Макрина (память 19 июля) была образцом подвижнической жизни и оказала сильное влияние на жизнь и характер святителя Василия Великого. Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января). Петр, епископ Севастийский (память 9 января). И Феодосия, диаконисса (память 10 января).
Святитель Василий провел первые годы своей жизни в имении своих родителей на реке Ирисе, где воспитывался под присмотром матери Эмилии и бабки Макрины. Это были женщины большой утонченности, помнящие прежнего епископа Каппадокийского святителя Григория Чудотворца (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, а затем учился у лучших учителей в Кесарии Каппадокийской и здесь же познакомился со святителем Григорием Богословом (память 25 и 30 января). Позже Василий перевелся в школу в Константинополе, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святитель Василий отправился в Афины, центр классического просвещения.
Василий Великий — философ, филолог, оратор, юрист, естествоиспытатель
После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий овладел всеми доступными дисциплинами. «Он изучал все досконально, больше, чем другие привыкли изучать один предмет. Он изучал каждую науку во всей ее полноте, как будто ничему другому он не учился». Философ, филолог, оратор, юрист, естествоиспытатель, обладавший глубокими познаниями в астрономии, математике и медицине, «он был кораблем, полностью нагруженным ученостью, насколько это позволяла человеческая природа».
В Афинах завязалась тесная дружба между Василием Великим и Григорием Богословом (Назианзином), которая продолжалась всю их жизнь. По сути, они считали себя одной душой в двух телах. Далее, в своем восхвалении Василия Великого, святитель Григорий Богослов с восторгом говорит об этом периоде: «Разные надежды руководили нами, да и неизбежно, в учении… Два пути открывались перед нами: один к нашим священным храмам и учителя в нем; другой — к наставникам потусторонних дисциплин».
Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время посвятил себя риторике. Но вскоре, отвергнув предложения кесарийцев, желавших поручить ему воспитание своих отпрысков, святой Василий вступил на путь подвижнической жизни.
После смерти мужа мать Василия, ее старшая дочь Макрина и несколько служанок удалились в родовое имение в Ирисе и стали там вести подвижническую жизнь. Василий был крещен Дианием, епископом Кесарии, и пострижен в чтецы (О Святом Духе, 29). Он сначала читал народу Священное Писание, потом объяснял его.
Позднее, «желая стяжать себе наставника к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, чтобы встретиться с обитающими там великими христианскими подвижниками. Вернувшись в Каппадокию, он решил поступить так же, как они. Он раздал свое богатство нуждающимся, затем поселился на противоположном берегу реки недалеко от своей матери Эмилии и сестры Макрины, собрав вокруг себя монахов, ведущих общежительный образ жизни.
Святитель Василий Великий и Григорий Богослов
Своими письмами Василий привлек в монастырь своего хорошего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании в своем жилище, не имевшем ни крыши, ни очага, а пища была очень скромной. Сами расчищали камни, сажали и поливали деревья, таскали тяжести. Их руки были постоянно мозолистыми от тяжелой работы. Из одежды Василий имел только хитон и монашескую мантию. Власяницу носил, но только ночью, чтобы не бросалось в глаза.
В уединении святители Василий и Григорий предались напряженному изучению Священного Писания. Они руководствовались писаниями отцов и толкователей прошлого, особенно добрыми писаниями Оригена. Из всех этих произведений составили антологию под названием «Добротолюбие». Также в это время по просьбе монахов святитель Василий записал свод правил добродетельной жизни. Своей проповедью и своим примером святой Василий содействовал духовному совершенствованию христиан Каппадокии и Понта; и многие действительно обратились к нему. Были организованы монастыри для мужчин и для женщин, в которых Василий стремился сочетать общежительный образ жизни ( койне биос , или общий) с образом жизни одинокого отшельника.
В царствование Констанция (337-361) распространилось еретическое учение Ария, и Церковь призвала на службу обоих своих святых. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году епископом Антиохийским Мелетием рукоположен во диакона. В 364 году рукоположен в сан священника епископом Кесарийским Евсевием. «Но видя, — повествует Григорий Богослов, — что Василия все чрезвычайно хвалят и чтят за его мудрость и благоговение, Евсевий, по немощи человеческой, поддался ревности к нему и стал проявлять к нему неприязнь». Иноки встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызывать церковной розни, Василий удалился в свой монастырь и занялся устройством монастырей.
С приходом к власти императора Валента (364-378), который был решительным приверженцем арианства, для Православия началось смутное время, начало великой борьбы.
Возвращение в Кесарию
Святитель Василий поспешно вернулся в Кесарию по просьбе епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, он был для епископа Евсевия «добрым советчиком, праведным представителем, толкователем Слова Божия, посохом для старцев, верной опорой во внутренних делах и подвижником во внешних делах.»
С этого времени церковное управление перешло к Василию, хотя он и подчинялся святителю. Он проповедовал ежедневно, а часто и дважды, утром и вечером. В это время святой Василий сочинил свою Литургию. Василий написал сочинение «О шести днях творения» (Гексамерон). И другое о пророке Исаии в шестнадцати главах, еще одно о Псалтири. А также второй сборник монастырских уставов. Святитель Василий написал также три книги «Против Евномия», арианского учителя. Который с помощью аристотелевских понятий изложил арианское учение в философской форме. Тем самым превратив христианское учение в логическую схему рациональных понятий.
Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в этот период, указывает на «попечение о нищих и принятие странников, попечение о девах, писаные и неписаные монашеские правила для монахов, устройство молитв [ Литургия], удачное расположение алтарей и прочее». По кончине Евсевия, епископа Кесарийского, святитель Василий был избран его преемником в 370 году. Как епископ Кесарийский, святитель Василий Великий был последним из пятидесяти епископов в одиннадцати провинциях. Святитель Афанасий Великий (память 2 мая) с радостью и благодарением Богу приветствовал назначение в Каппадокию такого епископа, как Василий, прославившегося своим благоговением, глубоким знанием Священного Писания, большой ученостью и подвигами на благо Церкви. мира и единства.
При Валенте внешнее управление принадлежало арианам, которые придерживались различных мнений относительно божественности Сына Божия и делились на несколько фракций. Эти догматические споры касались вопросов о Святом Духе. В своих книгах «Против Евномия» святой Василий Великий учил Божеству Святого Духа и Его равенству с Отцом и Сыном. Впоследствии, чтобы дать полное разъяснение православного учения по этому вопросу, святитель Василий написал свою книгу «О Святом Духе» по просьбе святителя Амфилохия, епископа Иконийского.
Арианство и проблемы святителя Василия
Трудности святителя Василия усугублялись различными обстоятельствами. Каппадокия была разделена надвое в результате переустройства провинциальных округов. Затем в Антиохии произошел раскол, вызванный рукоположением второго епископа. Было негативное и надменное отношение западных епископов к попыткам втянуть их в борьбу с арианами. Был также переход Евстафия Севастийского на арианскую сторону. Василий был связан с ним узами близкой дружбы. Среди постоянных опасностей святитель Василий ободрял православных, укреплял их в вере, призывая к мужеству и терпению. Святой епископ писал многочисленные письма церквам, епископам, клиру и частным лицам. Побеждая еретиков «оружием уст своих и стрелами букв своих, как неутомимый поборник православия, святитель Василий всю свою жизнь бросал вызов вражде и козням арианских еретиков. Его сравнивают с пчелой, жалящей врагов Церкви, но питающей свою паству сладким медом своего учения.
Император Валент, безжалостно отправлявший в ссылку всякого неугодного ему епископа и насаждающий арианство в других малоазийских провинциях, внезапно явился с той же целью в Каппадокию. Он послал префекта Модеста к святому Василию. Он стал угрожать святому конфискацией имущества, изгнанием, побоями и даже смертью.
Святой Василий сказал: «Если ты отнимешь у меня имение, то не обогатишься и меня не обеднеешь. Вам не нужны ни моя старая изношенная одежда, ни мои немногочисленные книги, из которых состоит все мое богатство. Изгнание для меня ничего не значит, так как я не привязан к определенному месту. Это место, в котором я сейчас живу, не мое, и любое место, которое вы пошлете мне, будет моим. Лучше сказать: всякое место божье. Где бы мне быть ни пришельцем, ни пришельцем (Пс. 38/39:13)? Кто может мучить меня? Я так слаб, что первый же удар сделал бы меня бесчувственным. Смерть была бы милостью ко мне, ибо она тем скорее приведет меня к Богу, для Которого я живу и тружусь и к Которому спешу».
Чиновник был ошеломлен его ответом. «Никто никогда не говорил со мной так дерзко», — сказал он.
Церковные службы святителя и помощь обездоленным
«Может быть, — заметил святитель, — это потому, что ты никогда прежде не разговаривал с епископом. Во всем остальном мы кроткие, самые смиренные из всех. Но когда дело касается Бога, и люди восстают против Него, тогда мы, считая все остальное за ничто, взираем на Него одного. Тогда огонь, меч, дикие звери и железные прутья, разрывающие тело, служат для того, чтобы наполнить нас радостью, а не страхом».
Сообщив Валенту, что святого Василия не следует устрашать, Модест сказал: «Государь, мы побеждены предводителем Церкви». Василий Великий вновь проявил твердость перед императором и его свитой и произвел на Валента такое сильное впечатление, что император не посмел уступить арианам, требующим изгнания Василия. «В день Богоявления, среди неисчислимого множества народа, Валент вошел в церковь и смешался с толпой, чтобы создать видимость единения с Церковью. Когда в церкви началось пение псалмов, это было как гром для его слуха. Император узрел море людей, и в алтаре и вокруг было великолепие. Впереди всех был Василий, который ни жестом, ни взглядом не признавал, что в церкви происходит что-нибудь другое.
Святитель Василий Великий почти ежедневно совершал церковные службы. Он особенно заботился о строгом исполнении церковных канонов. И заботился о том, чтобы в клир поступали только достойные лица. Святитель непрестанно обходил свою церковь. Чтобы нигде не было нарушения церковной дисциплины. И исправлял всякое неблаговидное. В Кесарии святитель Василий построил два монастыря, мужской и женский. С церковью в честь Сорока мучеников (память 9 марта), мощи которых погребены там. По примеру иноков духовенство святителя, даже диаконы и священники, жили в крайней нищете. Они трудились и вели целомудренную и добродетельную жизнь. Для своего духовенства святой Василий добился освобождения от податей. Он использовал все свое личное состояние и доход от своей церкви на благо обездоленных. В каждом центре своей епархии он построил богадельню. А в Кесарии дом для скитальцев и бездомных.
Мирная кончина святителя Василия Великого
Болезненный с юности, труд учительства, воздержание, заботы и скорби пастырского служения сказались на нем. Скончался святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго до кончины святитель благословил святого Григория Богослова принять Константинопольскую кафедру.
По кончине святителя Василия Церковь немедленно начала праздновать его память. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский, в своем восхвалении святому Василию Великому сказал: «Недаром и не случайно святой Василий оставил тело и почил от мира к Богу в день праздника. Обрезание Иисуса, празднуется между днем Рождества и днем Крещения Христова. Посему сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превознося духовное обрезание, сам оставляя плоть, ныне восходит ко Христу в священный день памяти Обрезания Христова. Поэтому да будет установлено и в сей нынешний день ежегодно чтить память Василия Великого празднично и торжественно».
Святителя Василия называют также «открывателем небесных тайн» (Уранофантор), «известной и яркой звездой», «славой и красотой Церкви». Его почетная глава находится в Великой Лавре на Афоне.
В некоторых странах сегодня принято петь специальные колядки в честь святого Василия. Считается, что он посещает дома верующих, и ему накрывают место за столом. Люди посещают дома друзей и родственников, а хозяйка дома дарит детям небольшой подарок. После литургии освящают и раздают особый хлеб (василопита). В хлеб запекают серебряную монету, и тот, кто получает кусок вместе с монетой, получает благословение святого Василия на наступающий год.
Храм святителя Василия Великого Зайцево
Православная гимназия святителя Василия Великого
Храм Василия Великого в осиновой роще
Вам понравятся статьи:
Блаженный Василий Московский
Церковные праздники 1 августа, 21 августа, 6 декабря 2022 года
Апостол и евангелист Иоанн Богослов
Святитель Иоанн Златоуст