Святой великомученик Георгий Победоносец: икона, в чем помогает, житие, молитва

Святой великомученик Георгий Победоносец: икона, в чем помогает, житие, молитва Праздники

Какой сегодня праздник? Православные церковные праздники в ноябре. 23 ноября православный мир отмечает день памяти  великомученика Георгия Победоносца.  Святой великомученик Георгий Победоносец во имя Христа был подвергнут мучительным пыткам и обезглавлен.

Сегодня 26 Апреля 2024 пятница. Сегодня будет фаза луны Убывающая луна и считается что сегодня 18, 19 лунный день. Восход луны будет в 23:46, а заход луны в 05:17. Луна сегодня будет в знаке зодиака Скорпион. По проверенным данным сегодня намечаются магнитные бури  в диапазоне от 2 до 4 баллов
Сегодня для огородников и садоводов благоприятный день +±±±
Сегодня день не благоприятный для совершении рабочих сделок, не благоприятный для церемонии свадьбы, благоприятный для финансовых операций, благоприятный для проведения маникюра, для причесок 
Лунный календарь на сегодня
26 Апреля 2024
Пятница
Убывающая луна
18 лунный день
Восход луны 23:46
Закат луны 05:17
Видимость луны 86% на 12:00
  • 18 лунные сутки 2024-04-26 23:46:00
  • 19 лунные сутки До следующего дня
Убывающая луна
В знаке: Скорпион
2 - 4
 

Содержание
  1. Житие святого великомученика Георгия Победоносца. Кто сражался с Святым Георгием Победоносцем
  2. Что мы знаем о Георгии Победоносце
  3. Святой покровитель земледельцев и скотоводов
  4. Хранитель земель русских
  5. Святой великомученик Георгий Победоносец на государственных символах России
  6. Приписывание святому символизма Иисуса Христа
  7. Фигура святого великомученика на древних монетах
  8. Чей образ чеканился на монетах России
  9. Когда личность князя на Руси стали отождествлять с образом Георгия Победоносца
  10. Русские корни «византийского святого»
  11. Храмы, возведенные в честь Георгия Победоносца
  12. Церковь Святого Георгия
  13. Монастырь Ксенофонта
  14. Свято-Юрьев монастырь
  15. Церковь Сан-Джорджо ин Велабро
  16. Часовня-реликварий Сент-Шапель
  17. Храмы, построенные в России в XX-XXI веках
  18. Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века
  19. Гипотеза происхождения рассказа о победе святого над змием
  20. Каноническая икона с изображением этого святого
  21. Почему народ признал святого Георгия хранителем земли русской
  22. Школы иконописи
  23. Изображение Георгия на монетах Российской империи
  24. Образ святого на монетах современной России
  25. Памятники Георгию Победоносцу
  26. История Георгия Победоносца
  27. Пытки святого
  28. Чудеса святого из темницы
  29. История иконы Георгия Победоносца
  30. Как выглядят иконы мученика Георгия и каков их смысл
  31. Образы Георгия в России
  32. Как молиться иконе Георгия Победоносца
  33. Что означает появление во сне иконы Георгия Победоносца?
  34. Что означает икона Святого Георгия
  35. Греческие легенды
  36. Мученические пытки
  37. Латинские тексты
  38. Апокрифические тексты
  39. На востоке
  40. Греческие легенды
  41. Чудеса Святого Георгия
  42. Реликвии
  43. Реальность существования
  44. Другие мнения
  45. Почитание
  46. Память
  47. Культ Святого Георгия
  48. На Руси
  49. В Грузии
  50. В Осетии
  51. Вам понравятся статьи:

Житие святого великомученика Георгия Победоносца. Кто сражался с Святым Георгием Победоносцем

Этот святой причислен к великомученикам и является одним из самых почитаемых в христианском мире. Согласно житию, он жил в III веке нашей эры. е. и умер в начале IV века — в 303 году. Георгий родился в городе Каппадокии, находившемся в то время на территории современной Турции. Вторая распространенная версия состоит в том, что он родился в городе Лидда (первоначальное название Диосполис), что в Палестине. В настоящее время это город Луд, расположенный в Израиле. А вырос святой в Каппадокии, в семье знатных и богатых родителей, исповедовавших христианство.

Что мы знаем о Георгии Победоносце

К 20 годам физически крепкий, мужественный и образованный юноша стал одним из сподвижников римского императора Диоклетиана, который назначил его военным трибуном (командиром 1000 воинов).

Во время начавшихся массовых гонений на христиан он раздал все свое имущество, освободил рабов и объявил императору, что он христианин. Был подвергнут мучительным пыткам и обезглавлен в городе Никомедии (ныне Измит) 23.04. 303 года (по старому стилю).

Транскрипция имени святого в фольклоре народов мира
В отдельных источниках он упоминается также под именами Егорий Храбрый (русский фольклор), Джирджис (мусульманин), Святой Георгий Лиддский (Каппадокия), а в греческих первоисточниках — как Άγιος Γεώργιος.

На Руси после принятия христианства одно каноническое имя Георгий (в переводе с греческого «земледелец») трансформировалось в четыре, разных по законодательству, но общих, по православной церкви: Георгий, Егор, Юрий, Егорий. Аналогичные трансформации имя этого почитаемого разными народами святого претерпело во многих других странах. У средневековых германцев он стал Хорхе, у французов — Жорж, у болгар — Гёрги, у арабов — Джергис. Сохранились обычаи прославления святого Георгия под языческими именами. Наиболее известные примеры – Хызр, Кедер (Ближний Восток, мусульманские страны) и Уастырджи в Осетии.

Святой покровитель земледельцев и скотоводов

Великомученика Георгия Победоносца почитают во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Святой великомученик Георгий Победоносец позиционируется в нашей стране как покровитель России, всего народа. Не случайно его изображение включено в герб Российского государства. Его имя носили (и носят) тысячи церквей — как имеющих давнюю историю, так и вновь построенных.

Скорее всего, такое почитание основано на языческом древнерусском культе Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой великомученик Георгий Победоносец вытеснил многие древнерусские поверья. Однако люди приписывали ему те черты, которыми ранее наделяли Даждьбога и богов плодородия Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (6 мая и 16 ноября) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения земледельческих работ, чему всячески способствовали вышеупомянутые боги. Кроме того, принято считать, что Святой великомученик Георгий Победоносец также является покровителем и защитником скотоводства.

Очень часто названный святой именовался в народе Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь празднует память этого великомученика, совершались специальные хождения для освящения воды. По укоренившемуся в народе мнению, освященная в этот день вода (Юрьевская роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скот, который в этот день, называемый Юрьев, впервые выгоняли из стойла после долгая зима на пастбищах.

Хранитель земель русских

На Руси видели в Георгии особого святого и хранителя земель русских, возводя его в сан полубога-богатыря. По народным представлениям, святой Егорий словом и делом своим «устраивает землю Светлую Русь» и, завершив это дело, берет ее под свое личное наблюдение, утверждая в ней «крещеную веру».

Не случайно в русских «духовных стихах», посвященных Егорию Храброму, тема драконоборцев, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия как героя, проповедника истинного веры и рыцарского защитника невинности, обреченного на бойню, просто отсутствует. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некой Софьи Премудрой — царицы града Иерусалима, на Святой Руси, — проведшей 30 лет (вспомним Илью Муромца) в темнице » царь Демьянища» (Диоклетиан), затем, чудесным образом избавившись от темницы, пронес на Русь христианство и в конце пути, на честном поприще, искореняет басурманство в русской земле.

Святой великомученик Георгий Победоносец на государственных символахФлаги России в честь Георгия Победоносца России

Почти до XV века это изображение без каких-либо дополнений было гербом России, а его изображение выбивалось в Древней Руси на московских монетах. Этот святой великомученик стал считаться на Руси покровителем князей.

После битвы, которая произошла на Куликовом поле, Георгий Победоносец стал считаться покровителем города Москвы.

Заняв место государственной религии, христианство закрепило за Георгием Победоносцем вместе с рядом других великомучеников из ратного сословия (Федором Стратилатом, Дмитрием Солунским и др.) статус небесного покровителя воинства христолюбивый и идеальный воин. Благородное происхождение делает этого святого образцом почета для дворянского сословия во всех христианских государствах мира: для князей — в России, для военной знати — в Византии, для рыцарей — в Европе.

Приписывание святому символизма Иисуса Христа

Рассказы о случаях появления св. Георгия Победоносца в качестве командующего войсками крестоносцев в Палестине сделали его в глазах верующих предводителем всего воинства Христова. Следующим логичным шагом стала передача ему эмблемы, которая изначально была эмблемой самого Христа — красного креста на белом фоне. Стали считать, что это личный герб святого.

В Арагоне и Англии герб Георга Победоносца надолго стал официальными символами государств. На флаге Англии («Юнион Джек») он остался до сих пор. Некоторое время он был гербом Генуэзской республики.

Считается, что Святой великомученик Георгий Победоносец является небесным покровителем Республики Грузия и самым почитаемым святым в этой стране.

Фигура святого великомученика на древних монетах

Довольно долго считалось, что изображения Георгия Победоносца, появившиеся на русских монетах и ​​печатях в XIII-XIV веках, являются стилизованными изображениями какого-то древне византийского святого Георгия.

Но в последнее время все громче звучит версия о том, что за рассматриваемым образом святого Георгия скрывается Георгий Данилович, русский царь-хан, правивший на Руси в начале XIV века и начавший великое так называемое «монгольское завоевание». и громче в последнее время.

Кто, когда и почему изменил русскую историю таким образом? Оказывается, историкам давно известны ответы на эти вопросы. Эта подмена произошла в 18 веке, во времена правления Петра I.

Чей образ чеканился на монетах России

В дошедших до нас официальных документах XIII-XVII веков всадник на монетах и ​​печатях, сражающийся с драконом, трактуется как символ короля или великого князя. В данном случае речь идет о России. Подтверждает этот тезис историк Всеволод Карпов. Он приводит сведения о том, что именно в таком виде Иван III изображен на сургучной печати, которой была скреплена грамота 1497 года. Это подтверждается и соответствующей надписью на ней. То есть на печатях и деньгах всадник с шпагой в 15-17 веках трактовался как великий князь.

Это объясняет, почему Святой великомученик Георгий Победоносец на русских деньгах и печатях часто изображается без бороды. Иван IV (Грозный) взошел на престол в достаточно молодом возрасте и не имел в то время бороды, поэтому на деньгах и печатях был отпечаток безбородого Георгия Победоносца. И только после возмужания Ивана IV (после его 20-летия) борода вернулась на монеты.

Когда личность князя на Руси стали отождествлять с образом Георгия Победоносца

Известна даже точная дата, начиная с которой в России великого князя стали изображать в образе Георгия Победоносца. Это годы правления новгородского князя Юрия Даниловича (1318-1322). Монеты того периода, изначально имевшие одностороннее изображение святого всадника с обнаженным мечом, вскоре получают рисунок на оборотной стороне, именуемый чисто по-славянски — «всадник в короне». И это не кто иной, как сам князь. Таким образом, такие монеты и печати сообщают всем, что Георгий Победоносец и Юрий (Георгий) Данилович — одно и то же лицо.

В XVIII веке учреждённая Петром I геральдическая комиссия решает считать, что этот победоносный всадник на русских гербах есть Георгий Победоносец. А в царствование Анны Иоанновны он официально начинает именоваться святым.

Русские корни «византийского святого»

Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийцем, а был одним из первых государственных деятелей, ханов, появившихся на Руси.

В святцах есть упоминание о нем как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых оттеснили в XIII век вместе с великим «монгольским» завоеванием.

До XVII века на Руси прекрасно знали и хорошо помнили, кем на самом деле был Святой великомученик Георгий Победоносец. А потом просто выбросили, как память о первых русских царях, заменив на «византийского святого». Вот тут-то и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит только вернуться к настоящей истории.

Храмы, возведенные в честь Георгия Победоносца

Культовые сооружения, освящение которых состоялось в честь этого святого великомученика, были возведены во многих странах мира. Конечно, подавляющее большинство из них построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от деноминации написание имени святого может различаться.

Основными постройками являются церкви, соборы и часовни, построенные в различных странах Европы, Африки и Азии. Самые известные из них:

Церковь Святого Георгия

Святой великомученик Георгий Победоносец. Икона в Иерусалимской православной церкви

Собор Святого Георгия Победоносца, принадлежащая Иерусалимской православной церкви. Построено в Лоре. По преданию, он был возведен над могилой святого.

Новое здание церкви было возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время территорию. Здание церкви находится на том же участке, что и мечеть Эль-Хидр, поэтому площадь новостройки занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.

В церкви находится саркофаг Святого Георгия.

Монастырь Ксенофонта

Святой великомученик Георгий Победоносец. Соборная церковь в Монастыре Ксенофонта
Монастырь Ксенофонта. В нем церковь святого Георгия Победоносца

Правая рука (часть руки) сего святого великомученика в серебряном ковчеге хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος), расположенном на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря принято считать 10 век. Его Соборная церковь посвящена Георгию Победоносцу (старое здание — католикон — датируется 16 веком, новое — 19 веком).

Свято-Юрьев монастырь

Свято-Юрьев монастырь с Георгиевским собором
Георгиевский Собор в Свято-Юрьевском монастыре на р. Волхов

Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 г.) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь был основан под одним из этих имен — преподобный Юрьев.

Это один из древнейших монастырей на территории нашего государства, действующих и сегодня. Имеет статус мужского монастыря Русской Православной Церкви. Он расположен недалеко от Великого Новгорода на реке Волхов.

Главным храмом монастыря был Георгиевский собор, строительство которого началось в 1119 году. Работы были завершены спустя 11 лет, и 12 июля 1130 года собор был освящен во имя этого святого.

Церковь Сан-Джорджо ин Велабро

Религиозное сооружение Сан-Джорджо-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия Сан-Джорджо-аль-Велабро) — храм, расположенный на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабро. Согласно легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это древнейший храм Святого Георгия Победоносца, расположенный в Италии. Отрубленная голова и меч, принадлежавшие этому святому, погребены под главным алтарем, выполненным из мрамора в стиле косматеско. Произведение датируется 12 веком.

Святые мощи находятся в часовне под алтарем. Есть возможность поклониться этим реликвиям. До недавнего времени здесь хранилась еще одна святыня – личное знамя святого, но оно было передано в дар римскому муниципалитету 16 апреля 1966 года и сейчас хранится в Капитолийских музеях.

Часовня-реликварий Сент-Шапель

Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапель (французская транскрипция названия Сент-Шапель), готической часовне-реликварии, расположенной в Париже. Реликвию хранил король Франции Людовик Святой.

Храмы, построенные в России в XX-XXI веках

Из построенных сравнительно недавно и также освященных во имя Святого Георгия следует отметить храм Великомученика Георгия Победоносца, заложенный 09.05.1994 в честь пятидесятилетия победы нашего народа. в Великой Отечественной войне на Поклонной горе и освящен 06.05.1995 г., а также церковь Георгия Победоносца в Коптеве (Северный АД, г. Москва). Возведен в 1997 году в лучших традициях северославянского зодчества XVII века. Строительство храма было приурочено к празднованию 850-летия Москвы.

Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века

Святой великомученик Георгий Победоносец. Уникальная икона Самыми первыми из дошедших до нас изображений этого святого считаются барельефы и иконы, относящиеся к V-VI векам. На них Георгий, как и подобает воину, изображен в доспехах и обязательно с оружием. В то же время он не всегда изображается верхом на лошади. Древнейшими являются образы святого и икона Георгия Победоносца, обнаруженные в монастырской церкви коптов, расположенной в городе Эль-Бавити (Египет).

Именно здесь впервые появляется барельеф, на котором изображен Святой великомученик Георгий Победоносец на коне. Он поражает крестом с длинным древком, как копье, какое-то чудовище. Скорее всего, имелось в виду, что это языческий тотем, низвергнутый святым. Второе толкование состоит в том, что чудовище олицетворяло вселенское зло и жестокость.

Позже икона Георгия Победоносца, на которой он изображен подобным образом, стала появляться во все большем числе вариантов, а пораженное чудовище преобразовывалось в змея. Ученые склонны думать, что первоначально указанная композиция не была иллюстрацией конкретного события, а представляла собой аллегорическое изображение победы духа. Но именно образ змееборца стал особенно популярен в народе. И не из-за аллегорического пафоса, а из-за того, что он очень близок к мифологическим и сказочным мотивам.

Гипотеза происхождения рассказа о победе святого над змием

Однако официальная церковь проявляла крайнюю осторожность и негативное отношение к иконам, содержащим аллегорические образы. В 692 году Трулльский собор официально подтвердил это. Скорее всего, после него и появилась легенда о победе Георгия над чудовищем.

В религиозном толковании эта икона называется «Чудо Змея». Святой великомученик Георгий Победоносец (фото иконы приведено в статье) не отрекся от истинной веры, несмотря на все искушения, которым его подвергали мучители. Вот почему эта икона не раз чудесным образом помогала христианам, оказавшимся в опасности. На данный момент существует несколько вариантов иконы Георгия Победоносца. Фото некоторых из них вы можете увидеть на этой странице.

Каноническая икона с изображением этого святого

Образ, считающийся классическим, представляет собой святого, который восседает на коне (чаще всего белом) и копьем поражает змея. Именно змея особенно подчеркивается служителями церкви и учеными-геральдистами. Так как дракон в геральдике всегда положительный персонаж, а змей только отрицательный.

Легенда о победе святого над змеем трактовалась не только в буквальном смысле (к чему склонялись на Западе, используя это толкование для возрождения и культивирования приходящего в упадок института рыцарства), но и иносказательно, когда освобожденные царевна ассоциировалась с церковью, а низвергнутый змей — с язычеством. Другая интерпретация, которая имеет место, — это победа святого над собственным эго. Взгляните — вот он, Святой великомученик Георгий Победоносец. Значок говорит сам за себя.

Почему народ признал святого Георгия хранителем земли русскойИкона с изображением Георгия Победоносца, побеждающего зло

Было бы ошибкой связывать высочайшую популярность этого святого исключительно с «перешедшим» к нему языческим наследием и сказочно-мифологическим признанием. Тема мученичества не оставила прихожан равнодушными. Именно рассказу об этой стороне «подвига духа» посвящены весьма многочисленные иконы Георгия, известные широкой публике гораздо менее каноническими. На них, как правило, в центре расположен сам святой, изображенный в полный рост, а по периметру иконы, подобно раскадровке, ряд так называемых «житейских штампов».

Вот почему сегодня Святой великомученик Георгий Победоносец высоко почитается. Икона, значение которой можно трактовать по-разному, имеет демонический аспект, что составляет основу культа этого святого. Оно всегда ассоциировалось в России с непримиримой борьбой с иноземными захватчиками. Именно поэтому Святой великомученик Георгий Победоносец в XIV-XV веках становится чрезвычайно популярным святым на Руси, символизируя именно борца-освободителя и защитника народа.

Школы иконописи

В иконографии, посвященной святому Георгию, выделяют восточное и западное направления.

Среди последователей первой школы Святой великомученик Георгий Победоносец изображен более одухотворенно. Фото позволяют это увидеть. Как правило, это юноша очень среднего телосложения, очень часто безбородый, без шлема и тяжелых доспехов, с тонким копьем в руках, восседающий на нереальном коне (духовная аллегория). Без видимого физического напряжения он пронзает своим копьем столь же нереальную, как его лошадь (тоже духовная аллегория), змею с лапами и крыльями.

Вторая школа изображает святого более приземленно и реалистично. Это в первую очередь воин. Человек с развитой мускулатурой, в полном боевом снаряжении, в шлеме и доспехах, толстым копьем на мощном и вполне реалистичном коне, с предписанными физическими усилиями пронзает своим тяжелым копьем почти реалистичную змею с лапами и крыльями.

Обрести веру в победу людям в годы тяжелых испытаний и вражеских нашествий помогает молитва Георгию Победоносцу, в которой просят святого о защите жизни воинских людей на поле брани, о покровительстве и защите в ратных делах, о защита Российского государства.

Изображение Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змея, появляется почти сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся ко времени правления Константина Великого (306-337).

Этот же сюжет можно увидеть на монетах времен правления Констанция II (337-361).

На русских монетах изображение подобного всадника появляется в конце XIII века. Так как изображенный на них воин был вооружен копьем, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи такие монеты стали называть копейками.

Когда вы держите в руках небольшую российскую монету, на ее реверсе обязательно будет изображен Святой великомученик Георгий Победоносец. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим двухкопеечную монету, введенную в обращение в 1757 году Елизаветой I. На ее аверсе изображен святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном доспехе, поражающий своим копьем змия. Монета выпущена в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над изображением святого. Во втором он переносился на ленту вниз по монетам.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты достоинством в 1 копейку, копейку и копейку, на которых также был изображен святой.

Образ святого на монетах современной России

Образ Георгия Победоносца на монетах РоссииТрадиция возродилась и в современной России. Копейщик, которого демонстрирует монета, — Святой великомученик Георгий Победоносец — прочно обосновался на российских металлических деньгах номиналом менее 1 рубля.

Начиная с 2006 года в России ограниченной серией (150 000 штук) были выпущены золотые и серебряные инвестиционные монеты, на одной из сторон которых отчеканено изображение Георгия Победоносца. И если можно обсуждать изображения на других монетах, кто именно там изображен, то эти монеты прямо именуются: Монета «Георгий Победоносец». Золото, цена которого всегда достаточно высока, — благородный металл. Поэтому стоимость этой монеты намного выше ее номинала в 50 рублей. и составляет более 10 тыс. руб.

Монета изготовлена ​​из золота 999 пробы. Вес — 7,89 г, а золота — не менее 7,78 г. Номинал серебряной монеты — 3 рубля. Вес — 31,1 грамма. Стоимость серебряной монеты колеблется в пределах 1180-2000 рублей.

Памятники Георгию Победоносцу

Этот раздел для тех, кто хотел увидеть памятник Георгию Победоносцу. Фото некоторых из существующих памятников, установленных этому святому по всему миру, приведены ниже.

В России становится все больше мест, где возводятся памятники святому великомученику Георгию Победоносцу. Чтобы рассказать обо всем, мне пришлось бы написать отдельную статью. Вашему вниманию предлагается несколько памятников, расположенных в разных уголках России и за рубежом.

Памятник Георгию Победоносцу на Поклонной горе в Москве

1. В Парке Победы на Поклонной горе (Москва).

Памятник Георгию Победоносцу в Загребе

2. В Загребе (Хорватия).

Памятник Георгию Победоносцу в Большеречье Омской Области

3. Город Большеречье Омской области.

Во всем мире хорошо известен Святой великомученик Георгий Победоносец – воин, сидящий верхом на коне и поражающий огромного дракона (змея). В таком виде его изображает икона Святого Георгия Победоносца. Мужественный воин почитается не только в России — ему молятся католики, лютеране и восточные церкви, особенно он известен в Англии и Грузии. Чем святой заслужил такое уважение, пришедшее из глубины веков?

История Георгия Победоносца

Святой жил очень давно, в III веке, когда Израиль существовал как провинция Рима. Родившись в палестинском городе Лидда (сегодня — Лод), он умер в Малой Азии (Вифиния), тогда еще под пятой римлян. Точная дата рождения Георгия неизвестна, но умер он уже вполне взрослым человеком (ведь в истории известно немало мучеников детства и даже младенцев).

Диоклетиан, при котором происходили эти события, был идолопоклонником, особенно почитавшим Аполлона. От своего кумира он узнал будущее, хотя и неточно. Бес однажды сказал, что праведники — христиане — мешают пророчеству. Царь собрал совет, приказал всем предложить, как наказать тех, кто ушел из язычества.

Святой воспитывался в христианской вере. Отец его был убит за исповедь. Георгий был красив, хорошо сложен и силен. Храбрость, проявленная на военной службе, позволила ему получить хорошее положение в римской армии. На одной из икон Георгия Победоносца он изображен в виде цветущего молодого воина в облачении.
К моменту мученической кончины сына мать святого уже скончалась. Узнав о гонениях, Георгий сам пришел на собрание, где обсуждались методы истребления христиан. Ему был чужд человеческий страх. Он боялся только Бога и обращался к собранию с обличительной речью.

Король и его подданные просто потеряли дар речи при виде такой дерзости. Но св. Георгий заботился только о верности Христу. Царь узнал своего полководца и посоветовал Георгию принести жертву языческим богам, обещая ему еще большие почести. Исповедник Христов ответил, что хочет только одного — чтобы каждый познал истинного Бога.

Диоклетиан приказал изгнать мученика копьями и посадить в темницу. Затем начались жестокие и продолжительные мучения, которые и стали сюжетом для иконы великомученика Георгия Победоносца. Такие изображения называются агиографическими изображениями, вокруг большого изображения святого располагаются медальоны (или штампы, от 9 до 16 штук) меньшего размера, сюжетом для которых являются фрагменты жития.

Пытки святого

Святого Георгия связали, положив ему на грудь камень, но он только благодарил Бога. На следующий день царь приказал привязать святого к колесу. Пытки продолжались долго, Джордж потерял сознание. Тогда император стал глумиться над Богом, приказал развязать мученика, думая, что он уже умер. Возле воина появился ангел в образе юноши, после чего сам Георгий слез с орудия пыток, он оказался совершенно здоровым. Покрывали мученика известью три дня. Святой нашелся невредимым, он благодарил Бога. Потом его повели в темницу в железных сапогах. К утру его ноги, изуродованные пытками, снова были здоровы.

Император приказал бить мученика плетьми до тех пор, пока плоть не стала прилипать к земле, но он снова был исцелен силой Божией. Затем приводили колдуна для разоблачения «проделок» пленника, считавшихся колдовством. В продолжение издевательств Джордж был вынужден выпить волшебное зелье. Мученик остался цел даже после того, как принял целую чашу яда. Чтобы посмеяться над христианской верой, мучители предложили святому Георгию воскресить мертвых, пообещав, что в этом случае они будут поклоняться Господу. После долгой молитвы грянул гром, и мертвые встали. Но сердце императора оставалось каменным — он говорил, что Георгий всего лишь колдун. Правитель приказал убить и воскресшего, и раскаявшегося колдуна.

Чудеса святого из темницы

Святой был возвращен в темницу, где продолжал творить чудеса, исцеляя страждущих. При храме Аполлона был построен двор, где должны были продолжаться пытки. Жена Диоклетиана, видя силу Христову, исповедала свою веру, припав к ногам святого. Король приказал казнить обоих. Королева испустила дух по пути.

Сам мученик Георгий склонил голову, смиренно отдав свою жизнь за Христа. Смысл агиографических икон Георгия Победоносца бывает сложно понять, если не знать о подвигах святого, поэтому желательно ознакомиться с легендами, которыми богата церковная традиция.

Богословский смысл общий — глядя на сцены мученичества или посмертных чудес, наблюдатель может увидеть всю жизнь праведников, святых, апостольских мужей в общей перспективе. Независимо от испытаний, которые Господь приготовил своим избранникам на протяжении всей их жизни, они неизменно выходят победителями из битвы с диаволом, стойко держась исповедания веры Христовой.

У таких икон была и другая функция — подобно фрескам, они служили живописными книгами, которых в те времена было очень мало. Поэтому через образы простые люди могли знакомиться с евангельскими притчами, историями из жизни святых. И назидательная роль рассказов о мученичестве понятна без дополнительных комментариев.

История иконы Георгия Победоносца

Милость Божия над верующими не иссякает, и чудеса, которые творил славный великомученик, не иссякали, они продолжались и после того, как его земной путь был завершен. Здесь берет свое начало история самой известной иконы Георгия Победоносца. Согласно легенде, в одном из палестинских озер жила змея, которая съела жителей близлежащего города. По велению языческого царя люди попеременно отдавали чудовищу своих детей. Пришла очередь царской дочери.

Богато одетая царевна отправилась к змею и встретила на пути воина, который спросил, о чем она плачет. Узнав о предстоящей страшной судьбе девушки, святой решил спасти ее. Помолившись Богу, он поразил змея своим копьем, конь растоптал тварь копытами. Побежденного монстра на поводке повели в город. Народ был в недоумении, а узнав, какой силой святой Георгий победил чудовище, уверовали во Христа. Змей был убит и сожжен, многие люди крестились, в том числе и царь.

Хотя святому на протяжении веков посвящали различные иконы, самым известным изображением в России является изображение святого верхом на коне. Однако известно три таких изображения: без змея (поднятое копье, щит за плечами, левой рукой держащий поводья); змееборец («Чудо о змее»), чудо со спасенным юношей (юноша сидит на коне за спиной святого).

Смысл иконы Георгия Победоносца, побеждающего змея, не только в том, чтобы напомнить об этом великом чуде. Есть и символическое значение. Царевну можно воспринимать как Церковь, змею как враждебное язычество. Святой, низвергнув чудовище, избавил веру от язычества. Этот сюжет можно воспринимать и как победу над змеем-искусителем, то есть дьяволом, совратившим первых людей в рай.

Как выглядят иконы мученика Георгия и каков их смысл

Хотя на Руси наиболее почитаем образ, где святой сокрушает змея, он далеко не единственный. Православная иконография знает множество описаний икон Георгия Победоносца. Уже упоминалось изображение, где святой изображен в виде воина. Встречается и изображение мученика – он держит в руке крест, одет в плащ поверх хитона (традиционная одежда страждущих за свою веру). На голове может быть венок.

Внешние черты — кудрявый юноша без бороды, волосы до ушей, локоны округлой формы, расположенные рядами. Однако в византийской традиции черты лица могли быть другими. Образ святого присутствовал не только на иконах — фронтальные изображения делались на монетах, рядом с царским, у креста; на мозаике; привязки.
Начиная с 6 в. Святой Георгий изображен вместе с Федором Стратилатом, Дмитрием Солунским, Федором Тироном. Конечно, при жизни они ни разу не встречались, мученическая смерть всех объединяет, и все они несли военную службу. Икона святого Георгия Победоносца вместе с великомучеником Дмитрием Солунским встречается очень часто. Возможно, сходный внешний вид побудил иконописцев изобразить этих святых вместе.

Образы Георгия в России

Великий князь Ярослав, приняв крещение с именем Георгий, заложил в нашей стране традицию особого почитания храброго воина. Подобно византийским императорам, Ярослав стал чеканить изображение своего небесного покровителя на монетах, украшая им печати. Самая ранняя икона Георгия Победоносца хранится в Кремле и относится к XI веку. Поясное изображение святого держит в левой руке меч, в правой – копье.

Большая икона (около 2,5 на 1,5 метра) была написана для Георгиевского собора в Новгороде в начале XII века. Святой, кроме копья и меча, вооружен щитом, а на голове золотой венец. Сюжета о побежденном змее тоже нет.

В московских храмах есть своя традиция: здесь часто можно встретить невооруженного, а одетого в мученическую хитону Георгия в паре с Димитрием Солунским. Московские князья считали обоих воинов защитниками своих земель. Примером может служить иконостас Благовещенского собора (Кремль).

Как молиться иконе Георгия Победоносца

Было бы ошибкой полагать, что иконы Георгия Победоносца почитались только царями и князьями. Его образ был настолько близок народному сознанию, что часто сочетался с всенародно почитаемым святителем Николаем. Причиной могла быть и близость расположения церковных праздников (23 апреля — день мученической кончины св. Георгия, 9 мая — один из праздников св. Николая).

Двусторонние иконы «Никола и Егор» распространялись в Новгородской и Московской областях. Святых изображали как в полный рост, так и по пояс. Святой Николай традиционно держит в руке Евангелие, а Святой Георгий — копье и щит (иногда опирается на меч). В фольклоре Святой Георгий сравнивается с архангелом Михаилом, который должен победить змея апокалипсиса (в последней книге Библии).

Несмотря на военную атрибутику, святой считается покровителем земледельцев. Возможно, потому, что эта работа требует огромных сил, а в случае неурожая многим грозила голодная смерть. Люди верят, что придет небесный воин, чтобы защитить всех слабых, невинных, угнетенных. Молиться возле иконы Георгия Победоносца нужно так же, как и у других икон – с верой в сердце, называя свои конкретные бытовые нужды, не забывая в первую очередь о духовных.

Что означает появление во сне иконы Георгия Победоносца?

Разные сонники дают противоположную информацию о том, к чему снится икона Георгия Победоносца. Кто-то считает, что это хорошо, а для кого-то такой сон является тяжелым испытанием. А что говорит Православие о снах вообще?

Святые отцы делят сны на обычные, от нечистых и от Бога. Типичный сон о том, что человек делал в течение дня. Например, водителю может присниться, что он ведет свою машину. От Бога могут быть посланы откровения, такие примеры часто приводятся в Священном Писании. Какова вероятность таких снов для обычного человека, далекого от праведности Авраама или Иосифа? Ответ очевиден.

Также может впустить в сновидениях и беса, чтобы смутить, напугать человека. Что делать в этом случае? Основой всей христианской жизни должно быть Слово Божие, молитва, храм. Там нужно искать ответы на все вопросы, советоваться с духовником, если его нет, то молиться, чтобы Господь послал духовного лидера.

Увлекаться сонниками, гаданиями – большой грех, о котором нужно помнить. Верующий должен трезвиться, молиться, искать вечной жизни, а не думать о предсказаниях.

Что означает икона Святого Георгия

Поскольку при жизни святой Георгий был военным, он считается покровителем всех, кто имеет отношение к армии – военнослужащих, участников боевых действий. Молитва перед иконой Георгия Победоносца поможет:

  • защищаться от врагов;
  • выиграть битву (военную, спортивную, духовную борьбу с дьяволом);
  • помощь в установлении мира между членами семьи;
  • избавиться от телесного недуга (неважно от какого);
  • известны случаи, когда бесплодным женщинам удавалось зачать ребенка.

Конечно, многие матери молятся Георгию Победоносцу, чтобы их сыновья благополучно вернулись с военной службы. Для этого не обязательно покупать икону, святой услышит молитвы и так далее. Но при возможности можно приобрести икону для дома, особенно если необходимость обращаться к великомученику возникает регулярно.

Молитва святому великомученику Георгию Победоносцу

О всехвальный святой великомученик и чудотворец Георгий! Призри на нас с твоей скорою помощью и умоли человеколюбца Бога. Да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим. Но да сотворит с нами по великой Своей милости. Не презри молитвы нашей. Но испроси нам у Христа Бога нашего тихого и богоугодного жития, здравия душевного и телесного, плодородия земли и изобилия во всем. И да не обратим мы добра, которое Ты нам даешь, от всемилостивого Бога во зло. Но во славу святого имени Его и во прославление твоего крепкого заступления. Да даст Он нашему православному народу победить супостатов и да укрепит нас непреложным миром и благословением. Напротив, да защитят нас Его святые ангелы с Его ополчением. Во еже избавят нас, после нашего ухода из этой жизни,

Услыши нас, страстотерпец Христов Георгий. И моли о нас непрестанно триипостасного Господа всех Божиих, да по благодати Его и человеколюбии, с помощью твоею и заступлением, обрести милость от Ангелов и Архангелов и всех праведных святых. Руку праведного Судии государства, и выведу его на прославление со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Греческие легенды

По житию святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в христианской семье (вариант — он родился в Лидде, Палестина. А вырос в Каппадокии. Возможно, наоборот — его отец был замучен за исповедание Христа в Каппадокии. А его мать и сын бежали в Палестину). Поступив на военную службу, он, отличаясь умом, мужеством и физической силой, стал одним из полководцев и фаворитом императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет. Георгий получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь добиться высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, находясь в Никомидии, раздал имущество бедным и объявил себя христианином перед императором, был арестован и подвергнут пыткам.

Святой великомученик Георгий Победоносец претерпел все эти муки и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческую жертву он был приговорен к смертной казни. В ту ночь ему явился во сне Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тут же вызвал слугу, который записал все сказанное (один из апокрифов был написан от имени именно этого слуги) и приказал ему после смерти отвезти его тело в Палестину.

По окончании мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, еще раз предложил измученному пытками бывшему начальнику его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: Веди меня в храм Аполлона». И когда это было сделано (на 8-й день), Георгий встал во весь рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: « Иду ли я в заклание тебе? И можешь ли ты принять эту жертву от меня как от бога?» В то же время Георгий подписал себя и статую Аполлона крестным знамением — и это вынудило жившего в ней демона заявить о себе падший ангел После этого все идолы в храме были раздавлены.

Мученические пытки

Разгневанные этим священники бросились бить Георгия. А супруга императора Александра, прибежавшая к храму, бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила прощения за грехи мужа-тирана. Она была обращена чудом, которое только что произошло. Диоклетиан закричал в гневе: Отрезать! Рубить головы! Отрежь оба! И Джордж, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху.

Вместе с Георгием приняла мученическую смерть императрица Александра Римская, названная при жизни женой императора Диоклетиана (настоящую жену императора, известную из исторических источников, звали Приска).

Легенды о святом Георгии излагали Симеон Метафраст, Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский. В традиции Византийской империи существует легендарная связь Георгия Победоносца со святыми воинами Феодорами — Феодором Стратилатом и Феодором Тироном. Исследователи объясняют это тем, что Галатия и Пафлагония, бывшие центрами почитания в связи с близостью святого Феодора, находились недалеко от Малой Азии и Каппадокии, где почитался святой Георгий.

Есть и другая связь между Феодором Стратилатом и Георгием Победоносцем. В русских духовно-поэтических произведениях Феодор (без уточнения) — отец Егория (Георгия Победоносца). Существует также немецкая средневековая поэма, в которой воин Феодор назван братом Георгия (из контекста неясно, то ли Тирон, то ли Стратилат).

Латинские тексты

Латинские тексты его жизни, будучи первоначально переводами греческих, со временем стали сильно отличаться от них. Говорят, что по наущению дьявола персидский император Дадиан, правитель 72 царей, жестоко преследовал христиан. В то время жил некий Георгий из Каппадокии, родом из Мелитины. Жил он там с одной благочестивой вдовой. Его подвергали многочисленным пыткам (дыба, железные клещи, огонь, колесо с железными наконечниками, сапоги, прибитые к ногам, железный сундук, утыканный изнутри гвоздями, который сбрасывали со скалы. Били кувалдами, клали столб на грудь, бросали на голову тяжелый камень, клали на раскаленное железное ложе, заливали расплавленным свинцом, бросили в колодец, забили 40 длинных гвоздей, сожгли в медном быке).

После каждой пытки Георгий снова исцелялся. Мучения продолжались 7 лет. Его стойкость и чудеса обратили в христианство 40 900 человек. В том числе императрицу Александру. Когда по приказу Дакиана были казнены Георгий и Александра, с неба сошел огненный вихрь и испепелил самого императора.

Рейнбот фон Турн (XIII век) пересказывает легенду, упрощая ее. 72 короля превратились в 7, а бесчисленные пытки сократились до 8 (связывают и кладут на грудь тяжкий груз; бьют палками; морят голодом; колесо; четвертуют и бросают в пруд; опускают гору в медного быка; загоняют его под гвозди отравленным мечом), наконец, отрубили им головы.

Яков Ворагинский пишет, что сначала его привязали к кресту и пороли железными крючьями. До тех пор, пока у него не вылезли кишки. Потом облили соленой водой. На следующий день его заставили выпить яд. Потом привязали к колесу, но оно сломалось. Затем бросили в котел с расплавленным свинцом. Тогда по его молитве сошла с неба молния и испепелила всех идолов. А земля разверзлась и поглотила жрецов. Жена Дадиана (здесь это проконсул при Диоклетиане) обратилась, видя это, в христианство. Она и Георгий были обезглавлены. А после этого был сожжен и Дадиан.

Апокрифические тексты

К самым ранним источникам апокрифических историй о святом Георгии относятся:

  • « Мученичество Георгия », упомянутое в Указе папы Геласия (ранняя версия конца V — начала VI вв.). Геласий отвергает мученические деяния св. Георгия как еретическую фальсификацию и причисляет Георгия к святым, более известным Богу, чем людям;
  • Венский палимпсест (5 век);
  • « Деяния Георгия » (фрагменты Нессана) (VI век, найден в 1937 году в пустыне Негев).

Апокрифическая агиография относит мученичество Георгия к правлению легендарного персидского царя Дадиана. В этих житиях рассказывается о семи годах его мучений, трех смертях и воскресении, о забивании гвоздей в голову и т. д. В четвертый раз погибает Георгий, обезглавленный мечом, и небесная кара постигает его мучителей.

Мученичества святого Георгия известны в латинских, сирийских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, в которых содержатся различные подробности о страданиях, перенесенных святым. Один из лучших текстов его жизни находится в славянской Минеи.

На востоке

В исламе Георгий Гиргис, Гиргис, Эль Худи ) — одна из главных некоранических фигур и его легенда очень похожа на греческую и латинскую.

Он жил в одно время с пророком Мухаммедом. Аллах отправил его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но правитель приказал казнить его. Его казнили, но Аллах воскресил его и отправил обратно к правителю. Его казнили во второй раз, потом в третий (его сожгли, а пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а правителя и его окружение  истребили.

Житие святого Георгия было переведено на арабский язык в начале VIII века. Под влиянием арабов-христиан почитание святого Георгия проникло в круг арабов-мусульман. Арабский апокрифический текст жития святого Георгия содержится в «Рассказах о пророках и царях» (начало X века). В нем Георгий назван учеником одного из апостолов пророка Исы. Последнего языческий царь Мосула пытали и казнили, но каждый раз Аллах воскрешал Георгия.

Греческие легенды

Греческий историк XIV века Иоанн Кантакузин отмечает, что в его время было несколько храмов. Их воздвигнули мусульмане в честь святого Георгия. О том же говорит и путешественник XIX века Буркхард. Дин Стэнли записал в XIX веке, что видел мусульманскую «часовню» на берегу моря. Недалеко от города Сарафан (древняя Сарепта). Часовню посвятили Эль-Худеру. Внутри нее не было гробницы. Была только ниша, что являлось отступлением от мусульманских канонов — и объяснялось, по мнению местных крестьян, тем, что Эль-Худер не умер. А летает по всей земле, и где бы он ни был, люди строят подобные «часовни».

Они отмечают большое сходство легенды с рассказом о воскресающем халдейском божестве Таммузе. Он известен из «Книги о набатейском земледелии», праздник которого приходится примерно на тот же период. На это сходство указывал ее древний переводчик Ибн Вахшия. Исследователи предполагают, что особое почитание святого Георгия на Востоке и его необычайная популярность объясняется тем, что он был христианской версией Таммуза. Умирающего и воскресающего бога, подобного Адонису и Осирису. По предположениям некоторых исследователей, Георгий как мифический персонаж является семитским божеством. Который принял христианство, в чью историю в процессе адаптации были внесены некоторые изменения. Чтобы очистить ее от лишних деталей и лишить эротического оттенка.

Чудеса Святого Георгия

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является поражение копьем змея (дракона), опустошившего землю языческого царя в Бейруте. Как гласит легенда, когда выпал жребий отдать дочь царя на растерзание чудовищу, Георгий явился верхом на коне и пронзил змея копьем, спасая принцессу от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Эту легенду часто трактовали иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Это также рассматривается как победа над диаволом — «древним змием» (Откр. 12:3; 20:2).

Есть вариант описания этого чуда, связанный с жизнью Георгия. В ней святой усмиряет змея молитвой. А девушка, предназначенная для жертвоприношения, ведет его в город. Там жители, видя это чудо, принимают христианство. А Георгий убивает змея мечом.

Реликвии

Считается, что мощи святого Георгия в настоящее время находятся в греческой церкви в израильском городе Лод (Лидда), а голова хранится в римской базилике Сан-Джорджо-ин-Велабро.

Реальность существования

Реальность существования святого Георгия, как и многих раннехристианских святых, находится под вопросом. Евсевий Кесарийский говорит следующее. «Считается, что этим мучеником, имени которого Евсевий не называет, мог быть святой Георгий. В таком случае это все, что известно о нем из достоверного источника».

Надпись 346 г. на греческом языке упоминается из церкви в городе Эзра (Сирия). Церковь первоначально была языческим храмом. В нем говорится о Георгии как о мученике, что важно. Так как в тот же период был еще один Георгий — епископ Александрийский (ум. 362). С ним мученика иногда путают. Кальвин был первым, кто усомнился в том, что Георгий Победоносец должен быть почитаемым святым. За ним последовал доктор Рейнольдс. По его мнению  он и епископ Александрийский — одно и то же лицо. Епископ Георгий был арианином (то есть для современной церкви — еретиком). Родился на суконной мельнице в Богоявленской (Киликии). Был поставщиком провианта для армии (Константинополь). А когда его уличили в мошенничестве, он бежал в Каппадокию.

Его друзья-ариане простили его после уплаты штрафа и отправили в Александрию. Там его избрали епископом (в отличие от святого Афанасия) сразу после смерти арианского святителя Григория. Вместе с Драконием и Диодором он сразу же начал жестокие гонения на христиан и язычников.  Последние убили его, подняв восстание. Д-р Хейлин (1633 г.) возражал против этого отождествления. Но д-р Джон Петтинкейл (1753 г.) снова поднял вопрос о личности Победоносца. Доктор Сэмюэл Пегг (1777 г.) ответил ему в своем докладе Обществу коллекционеров древностей.

Другие мнения

Гиббон ​​также считал, что Георгий Победоносец и арианский епископ были одним и тем же лицом. Сабина Бэринг-Гулд (1866) резко возражала против такого отождествления безусловно реального епископа со святым мучеником. «…Невероятность такого превращения заставляет любого усомниться в истинности этого утверждения. Вражда между католиками и арианами была слишком велика, чтобы сторонника последних и даже гонителя католиков можно было принять за святого. Сочинения св. Афанасия, в которых он нарисовал далеко не лестный портрет своего противника, распространились в Средние века. И такая ошибка была бы просто невозможна.

Существует также гипотеза о существовании двух святых с именем Георгий, один из которых пострадал в Каппадокии, а другой в Лидде.

Почитание

Этот святой стал необычайно популярен еще со времен раннего христианства. Он терпел мучения в Никомидии. Вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, а затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в его честь. А в Галлии он почитается с V века.

Память

В православной церкви:

  • 6 мая (23 апреля по старому стилю);
  • 16 ноября (3 ноября по старому стилю) — обновление (освящение) храма великомученика Георгия в Лидде (IV век);
  • 23 ноября (10 ноября по старому стилю) — Великомученику Георгию на колесе (грузинский праздник);
  • 9 декабря (26 ноября по старому стилю) — освящение храма великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской Православной Церкви, в народе известное как осенний Юрьев день).

В католической церкви:

  • 23 апреля

На Западе святой Георгий — покровитель рыцарства, участников крестовых походов; он один из Четырнадцати Святых Помощников.

Культ Святого Георгия

По одной из версий, культ святого Георгия, как это часто случалось с христианскими святыми, выдвинули в противовес языческому культу Диониса (греч. georgos, земледелец). На месте бывших святилищ Диониса и праздники устраивали в его честь в дни Дионисия.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о дожде. А в Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, об удаче в охоте, об урожае и домашнем скоте, об исцелении от недугов, о деторождении. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Георгию) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр.

На Руси

Издревле святой Георгий почитался под именем Юрий или Егор. В 1030-х годах великий князь Ярослав основал Георгиевские монастыри в Киеве и Новгороде (см. Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «праздновать» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).

В православии он считается покровителем земледелия и скотоводства. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны как весенний и осенний Юрьев день. Изображения святого Георгия с древних времен встречаются на великокняжеских монетах и ​​печатях.

В Грузии

Святой Георгий вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии. И является самым почитаемым святым среди грузин. По местным преданиям, Георгий приходился родственником равноапостольной Нине, просветительнице Грузии.

Первую церковь в честь св. Георгия построил в Грузии в 335 г. царь Мириан на месте захоронения св. Нины. С IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым.

Житие святого впервые перевели на грузинский язык в конце X века. В XI веке Георгий Святогорец при переводе Великого Синаксаря выполнил краткий перевод жития Георгия.

Георгиевский крест присутствует на флаге грузинской церкви. Впервые он появился на грузинских знаменах при царице Тамаре.

В Осетии

В осетинских традиционных верованиях важнейшее место занимает Уастырджи (Уасгерги). Он предстает в образе крепкого седобородого старика в доспехах на трех- или четырехногом белом коне. Он покровительствует мужчинам. Женщинам запретили произносить его имя, вместо которого они называют его Лёгти дзуар(покровитель мужчин). Торжества в его честь, как и в Грузии, начинаются 23 ноября и длятся неделю.

Особо почитаем вторник этой праздничной недели. Сам культ носит синкретический характер. С начала распространения христианства в Алании (5 век). И до его окончательного принятия (10 век) некое божество из пантеона этнической осетинской религии. Этот культ берет свое начало со времен индоиранской общины. Он подвергся трансформации со стороны Церкви. В результате божество приняло имя Георгия. Название праздника в его честь ( Георгуйба )  заимствовали в результате значительного влияния грузинского православия из грузинского языка. В остальном культ покровителя оставался этническим.

Вам понравятся статьи:

Святой мученик Георгий Новый
Преподобный Агапит Печерский
Великомученик Артемий Антиохийский
Святой Димитрий Солунский
Церковные праздники в ноябре 2022
Православные праздники в декабре 2022

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Какие сегодня праздники в России
Добавить комментарий